Nomer 30 (276) 24 июля 2008 года

  ВОДОЛАЗЫ НЕ ИЩУТ КЛАДЫ!

Все работы хороши, выбирай на вкус. И нет уже, кажется, такой профессии, с которой ежедневно не сталкивался бы современный человек. Но вот водолаза у нас так запросто не увидишь. А теперь в Уральске в департаменте МЧС при оперативно-спасательном отряде действует водолазный расчет. Пока там лишь четверо специалистов, потому экстрима хватает.
В Западно-Казахстанской области насчитывается около 200 рек и речушек и 144 озера. Уральск буквально окружен водоемами, следовательно высока актуальность специалистов, выполняющих подводно-технические и аварийно-спасательные работы.
Руководитель водолазной группы Есенаман Жарылгасов с любовью отзывается о своем деле:
- Я родился в поселке Калмыково Акжайыкского района, на Урале 15-летним парнишкой довелось спасти тонущего сверстника. Работая уже спасателем, с удовольствием ухватился за представившуюся возможность выучиться на водолаза, ведь, там, под водой, особый мир, где не только дышать или двигаться приходится иначе, но и жизненные ситуации оцениваются по-другому.
Обучение водолазы проходили в Алматы в республиканском оперативно-спасательном отряде. Сегодня ребята имеют свою классность и разряд, позволяющие вести различные виды работ – от очистки дна акватории до извлечения тел погибших.
«Н» побывала на тренировочном погружении водолазов, проходившем на прошлой неделе в парке отдыха на берегу Чагана.
После медосмотра и инструктажа Алдан Журасов надевает герметичный гидрокостюм, весьма тяжелый дыхательный аппарат, обвешивает пояс специальным грузом, пристегивает страховочный канат и надевает маску. Поверхностный слой толстого губчатого материала костюма впитывает воду, которая становится хорошим теплоизолятором. Общий вес снаряжения составляет 18 килограммов, есть и другое, более тяжелое - до 56 килограммов. Но постоянные тренировки приучили водолазов к такой нагрузке:
- Тяжело только на воздухе, в воде вес не ощущается!
И вот Алдан скрылся под водой, с берегом его связывает лишь страховочный канат. Какие чувства испытывает он там, что видит? Ведь в местных водоемах, глубина которых в основном колеблется от 5 до 10 метров, практически нулевой процент видимости, так что поиск людей или предметов в мутной воде с сильным течением и завалами на дне приходится вести буквально на ощупь.
Без помощи водолазов не обходится полиция, которая ищет вещественные доказательства преступлений, которые нередко бросают в воду, пропавших людей. Тяжелым испытанием для спасателей является поиск утонувших, особенно детей.
- До сих пор у меня перед глазами 13-летняя девочка, которую мы искали на дне Чагана в районе поселка Коминтерн, - делится Есенаман Жарылгасов. - Это было мое первое погружение. По стечению обстоятельств я знал погибшую, она была сестренкой моего учителя. На поиски ушло два с половиной дня… Или вот такой случай. В поселке Серебряково под воду ушла «Ока» вместе с водителем. Было лето, труп пробыл в реке не менее 10 дней. После того, как мы высвободили его из автомашины, тело всплыло, как поплавок. Наверное, поэтому водные спасатели меж собой и называют разбухших от воды и жары утопленников «поплавками».
Конечно, не всегда на долю водолазов выпадает столь грустная миссия, но эту работу должен кто-то выполнять, причем профессионально. Помощь водолазов требуется и во время сильных паводков, когда под угрозой под водой могут оказаться населенные пункты. Очистка рек и озер так же лежит на их плечах. И чего только не вытаскивают водолазы со дна, ведь жители береговой зоны сваливают в реки что угодно, и при этом же рядом живут.
Кстати, в 2006 году уральские водолазы извлекли со дна местных водоемов 31 утопленника, в 2007 – 18, а за первое полугодие нынешнего года – 16.

Ирина КРИУЛИНА

 
 
Design by Kumargazhin Almat