Nomer 39 (336) 24 сентября 2009 года

  БЬЕТ - ЗНАЧИТ, НЕ ЛЮБИТ!

Бреду по вечернему городу. Ветер гонит по асфальту пожелтевшие листья. У забора на корточках сидят двое. Заплаканная женщина пытается в чем-то усовестить слегка подвыпившего спутника. Вдруг за спиной раздается глухой удар и шипящий мужской голос: «Молчи, дура!..». Далее последовали непечатные выражения.
Такая картина, к сожалению, не редкость для Уральска. Если подобное происходит на улице, что же творится за толстыми стенами домов?

По данным республиканского опроса, проводившегося Ассоциацией социологов и политологов РК в конце лета во всех регионах Казахстана, 43,3 % респондентов признали наличие фактов насилия в семьях. Выходит, почти каждому второму жителю Приуралья в собственном доме угрожает опасность.
Неутешительна и статистика управления общественной безопасности ДВД ЗКО. По словам его начальника, подполковника полиции Манарбека Габдуллина только в этом году по статье 79-5 «Противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений» КоАП РК в Приуралье привлечены к ответственности полторы тысячи человек, из них взяты под арест 1015.
– Бытовое насилие процветает, как правило, в неблагополучных семьях, где глава семейства, а нередко и оба супруга злоупотребляют распитием алкогольных напитков - говорит Манарбек Габдуллин. - Количество привлеченных к административной ответственности за семейно-бытовое насилие в этом году возросло в разы, но не от того, что в семьях резко ухудшились взаимоотношения или стало больше пьющих. Дело в том, что с 2008 года заработали поправки в КоАП РК, наконец-то давшие возможность привлечь семейных дебоширов к ответственности.
Насилию в семьях подвергаются слабые - старики, женщины, дети. С начала года в ЗКО совершено 18 преступлений, связанных с нанесением тяжких телесных повреждений мужа жене, в трех случаях насилие принесло пострадавшим смерть. В начале года в Бурлинском районе мужчина «возмущенный» фактом ухода от него сожительницы из-за регулярных побоев с его стороны, решил отомстить. Поздним вечером он закрыл снаружи дом, облил его бензином и поджег. Женщину спасли пришедшие навестить ее родственники.
Другой, не менее шокирующий случай. В поселке Таскала Таскалинского района 29 июня после празднования дня рождения с распитием спиртного муж приревновал жену. Решив «поучить» уму-разуму свою вторую половину, сначала он избил ее, а потом сбросил в погреб. Лишь через сутки протрезвев, насильник вызвал скорую помощь.
- Случаи бытового насилия с нанесением телесных повреждений доказуемы, а потому меры в отношении обидчиков принимаются, - отмечает Манарбек Сериккалиевич. – Но как быть с мужьями, которые оказывают психологическое насилие? Об этом законодательство умалчивает. Ведь семейные ссоры происходят обычно за закрытыми дверями без свидетелей и доказать факт унижения и оскорбления весьма сложно. Чаще подобное обращение терпят женщины, находящиеся в материальной зависимости от своих мужей. Приехала из района, вышла замуж, родила ребенка, нет ни жилья, ни образования, ни работы. Рассказать родственникам об унижениях стыдно, да и не принято выносить сор из избы.
Только в нынешнем году десять женщин в возрасте от 20 до 25 лет, оказавшихся в подобном положении, оставили своих детей в детском доме и сбежали от мужей, так и не поделившись с близким людьми своим горем. А сколько детей вынуждены просить «денежку», под угрозой домашнего террора! Многие из них занимаются попрошайничеством, чтобы заработать маме на водку, а себе - на кусок хлеба.
Не меньший резонанс в обществе произвел факт жестокого обращения матери троих детей из Аксая к младшему сыну. Истощенный и истерзанный постоянными побоями шестилетний Султанбек попал в реанимацию. Он рассказал, что мама его избивает в целях воспитания. Вопрос о лишении ее родительских прав до сих пор не решен. Не меньшую угрозу для детей, особенно девочек, составляют отчимы. В конце лета с заявлением на своего сожителя обратилась мать 17-летней дочери. Как выяснилось, отчим насиловал ее с десятилетнего возраста!
- Многие обращаются в полицию с просьбой защитить от домашнего насильника, когда уже больше нет сил терпеть, а зря, - продолжает Манарбек Габдуллин. – С семейными дебоширами ведется большая профилактическая работа, ведь функция полиции отнюдь не карательная. Участковые инспектора сначала проводят с ним беседы, затем объявляют официальное предупреждение о недопустимости совершения бытового насилия. Если предупреждение нарушено, суд вправе оштрафовать от пяти до семи МРП, либо установить особые требования к его поведению. Предполагается и ответственность за неисполнение судебного решения - штраф до десяти МРП, либо административный арест до десяти суток. Если семейное насилие доходит до умышленного причинения телесных повреждений или иных насильственных действий, то в этом случае Уголовно-процессуальный Кодекс предусматривает весь механизм привлечения насильника к уголовной ответственности.
Правовая безграмотность населения ведет к тому, что в домашних насильниках крепнет уверенность в собственной безнаказанности. А это не так. Сейчас в парламенте Казахстана готовится закон «О бытовом насилии», который наконец-то расставит все точки над «i». И в заключение хотелось бы перефразировать отжившее свое изречение «Бьет - значит, любит» в «Бьет – значит, не любишь себя!». Ни при каких условиях недопустимо терпеть насилие, в том числе и домашнее. Мы же не позволяем издеваться над собой посторонним, почему позволяем близким?
К сожалению, в Уральске вопрос о создании Центра для лиц, подвергающемуся домашнему насилию, так и не решен, но о своей беде надо не умалчивать, как бы не было это стыдно и неприятно, а обращаться за помощью. К кому? В полицию, психологам, ассоциацию женщин Приуралья «Умит», к родным, наконец. Главное бороться за право за достойную жизнь без унижений и побоев.

Ирина КРИУЛИНА

 

Design by Kumargazhin Almat