Nomer 8 (358) 25 февраля 2010 года

   СПУСТЯ ПОЛВЕКА

Все мы встречаем День Победы не только с радостью, но и со слезами на глазах. Многие из нас, детей довоенного и военного времени, как пелось в песне того поколения, «лишь по карточкам знали отцов», ушедших на фронт. Но у нас осталась о них светлая память и гордость за их подвиг. Хочу поделиться с читателями «Надежды», как я нашла место захоронения своего отца Александра Васильевича Котова.

-Более 50 лет наша семья ничего не знала о гибели отца. 19 апреля 1945 года нам пришло извещение из Зеленовского райвоенкомата, в котором сообщалось, что 6 сентября 1942 года отец пропал без вести. В то время мы - я, мама и бабушка - проживали в поселке Скворкино Зеленовского района. До войны у отца была самая мирная профессия. В 1937 году после окончания Уральского педучилища он работал учителем в селе Буденовка (ныне Кирово) Теректинского района.
В июне 1940 года отец был призван в армию, зачислен в кавалерию и служил в городе Фергане Узбекской ССР, где проходил обучение на командира среднего звена. В конце 1941 года его направили на курсы усовершенствования командного состава в город Новочеркасск, а затем и в Чкалов (Оренбург), где он был слушателем ККУКСА до февраля 1942 года.
В первый день войны отец написал нам:
«22 июня в 5 часов утра по радио мы узнали о гнусном вероломстве Германии. Эта весть зажгла ненавистью наши сердца… Теперь с еще большим подъемом проводим боевую подготовку, чтобы стать на защиту нашей Родины. Вы, Маруся (обращение к жене - прим. авт.) и мама, не беспокойтесь за меня, я обещаю вам с честью выполнить свой долг».
После обучения Александр Котов попал на Ленинградский фронт. Последнее письмо отца датировано 5 июня 1942 года и написано, как всегда, карандашом.
«Маруся, Танечка, мама, знаю, что вам сейчас туго, но сейчас война, и все силы нужно сберечь для фронта. Кончится война, опять будем жить счастливо».
О военных действиях отец не писал – не положено было. Да и все мы жили одной мыслью – пережить, выстоять, дождаться, чтобы после войны жить счастливо, как писал отец.
Долгое время нам ничего не удавалось узнать о судьбе отца. На наш запрос в главное управление кадров и центральный архив министерства обороны г. Подольска Московской области в 1967 году поступил ответ:
«Командир 2 взвода 244 кавалерийского полка 87 кавдивизии 13 кавкорпуса Второй ударной армии лейтенант А. В. Котов числится пропавшим без вести. Других данных из части не имеется, поскольку списки потерь офицерского состава за 1942 год сохранились частично».
И все же мы не теряли надежды. В 1993 году повторно отправили запрос. Через год получили ответ:
«28 июля 1942 года 244 кавполк и 13 кавкорпус были расформированы, а 87 кавдивизия переформирована в 327 стрелковую дивизию Второй ударной армии. Но в списках потерь за июнь-июль 1942 года лейтенант Котов Александр Васильевич не значится».
И тут же на обороте письма Центрального архива министерства обороны РФ от 4 февраля 1994 года за № 3/145281 для сведения сообщалось:
«В списках безвозвратных потерь личного состава 327 стрелковой дивизии за 1942 год значится заместитель командира 3 стрелковой роты 1102 стрелкового полка лейтенант Котов Алексей Васильевич 1919 года рождения, уроженец Западно-Казахстанской области, призванный Теректинским райвоенкоматом, убит 28 августа 1942 года, похоронен в братской могиле деревни Воронино Ленинградской области».
В письме также приводился адрес нашей семьи с именами мамы и бабушки. Все совпало, кроме имени отца – вместо Александра было написано Алексей. С фамилией Котов он был единственным в селе Скворкино, и у матери единственным сыном. Тут же я написала ответное письмо в архив и в Кировский военкомат Ленинградской области с просьбой объяснить, как проехать к месту захоронения. Как выяснилось, фамилия отца внесена в списки погибших и захороненных, а позже останки погибших из села Воронова были перенесены в братско-воинское захоронение на станции Новая Малукса Ленинградской области.
И вот 8 мая 1995 года, в канун Дня Победы, я стою на дивизионном кладбище станции Новая Малукса и читаю на мемориальной плите фамилию и настоящее имя отца. Слезы текут ручьем, склоняю голову, кладу цветы и горсть нашей земли на братскую могилу. Такую же горсть земли из Новой Малуксы я привезла домой и положила на могилу бабушки, которая умерла, так и не дождавшись вестей о сыне-фронтовике. Имя отца также внесено в книгу Памяти по Зеленовскому району и указано на мемориальной плите на площади Победы в Уральске.
Дочерний долг перед отцом я выполнила. Государство не оставило без внимания нашу семью: мне платили пенсию до совершеннолетия, а бабушке выделили однокомнатную квартиру. Имя твое не забыто, отец!
Мое повествование наверняка затронет сердца тех, кто еще надеется найти бесследно пропавших в войну. Пишите, ищите и не теряйте надежды! О подвигах родственников нужно знать молодому поколению. У меня есть сын и внук, и они знают, что ратный труд нашего народа в годы Великой Отечественной войны подарил им мир. Их дед, Александр Котов, погиб в 23 года под Ленинградом, защищая свободу и независимость Родины.
В поисках фронтовых дорог отца мне очень помогла книга-трилогия писателя и фронтового корреспондента Павла Лукницкого «Ленинград действует…», 1976 года издания. В этой книге описаны подлинные факты событий на Ленинградском и Волоховском фронтах.
Вторая ударная армия в неравных боях потеряла немало солдат и офицеров, умиравших не только на поле брани, но и от истощения, голода. Многие погибли под Новгородом и Мясным Бором из-за предательства командующего армии генерала Власова. До начала июля 1942 года военные части армии с величайшими трудностями выбирались из окружения возле Мясного Бора.
244 кавполк 87 кавдивизии под командованием полковника Крикунова, во 2-м эскадроне которого служил отец, выполнял задачу – сдержать натиск врага и принять выходящие из окружения части. Ширина прохода - три километра. Эскадроны давно уже были спешенными: часть лошадей погибла под Новгородом, а иных зарезали, чтобы спастись от голода, ведь снабжение войск шло с большими перебоями. Было очень трудно, но солдаты выстояли.
27-28 августа 1942 года 327 стрелковая дивизия Н.А. Полякова, в составе которой воевал в ранге заместителя командира 3-й роты 1102 стрелкового полка мой отец Александр Котов, прорвав оборону противника, взяла обходом село Вороново и двинулась дальше. В этом бою он погиб, и не только он.
Всем, у кого близкие воевали на Ленинградском и Волоховском фронтах, советую прочитать книгу П. Лукницкого, чтобы узнать больше о своих близких-фронтовиках.
Если кто-то откликнется на эту публикацию, буду рада познакомиться, телефон в редакции.

С низким поклоном к оставшимся в живых фронтовикам,
Татьяна ТКАЧУК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
Design by Kumargazhin Almat