Nomer 43 (237) 25 октября 2007 года

  "СПЕКУЛЯЦИЮ ЭТУ МЫ ОСТАНОВИМ!"

 

АКИМ ОБЛАСТИ ПРОВЕРИЛ МАГАЗИНЫ И РЫНКИ, ПРИГРОЗИВ ОПЕКУЛЯНТАМ СУДОМ

В понедельник Бактыкожа Измухамбетов вышел в народ. Ажиотаж с повышением цен на главные продукты питания за прошедшие выходные достиг пика. Рано утром аким области нагрянул в городские магазины, чтобы проверить и лично убедиться, почем продукты для народа. А после обеда вновь посетил «Атриум» и рынки.

Пропали и соль, и… поставщики
За выходные дни сахар влет уходил по 100 тенге. Цена на соль достигала немыслимого уровня – 200 тенге за кило. Масла в магазинах не было. Только на рынках можно было купить литр разливного растительного масла по цене 700 тенге. Цена на основные продукты за эти дни подскочила в три-четыре раза.
Все это напоминало давно забытые советские времена, когда все «тарились», запасаясь солью, сахаром и всем, чем можно.
- Это прикол какой-то? – по-молодежному, но растерянно спросила у нас пенсионерка Татьяна Михайловна Михайлова. - В магазине «Болашак», на Кутякова, развесную соль продают по 100 тенге за килограмм!
В магазине «Виола», что расположен в центре Уральска, растительного масла нет уже неделю. Пусты и полки с солью. Одиноко стоит одна упаковка специально обработанной московской соли за 180 тенге. Но цена эта старая, и с этой ситуацией не связанная.
- В субботу за несколько часов продали мешок сахара, - рассказала старший продавец магазина Марина Латыпова. - Масла и соли нет, но это не наша вина и не вина поставщиков. Они утверждают, что этих продуктов действительно в городе нет. Это сбой поставок в целом в область.
Марина рассказала, что поставщиков сейчас «след простыл». Большинство работников магазинов растеряны не меньше покупателей.
- Все можно понять, но чтобы даже соль исчезла! Мы смотрим теперь новости и ждем, что скажут власти.
Рычаги против спекулянтов
Что происходит, в воскресные дни людям никто не объяснял. А рано утром в понедельник аким области Бактыкожа Измухамбетов, собрав руководителей правоохранительных ведомств, акима города и замов, нагрянул в городские магазины, чтобы проверить и лично убедиться, почем нынче продукты для народа. Убедившись в наличии пустых прилавков, возмутился:
- Нам же соль девать некуда! Спекуляцию эту мы остановим! А теми, кто ею занимается, теперь займемся мы. Рычаги для этого найдем.
- Почему в продаже нет соли и растительного масла?- спрашивал у продавцов аким области.
- Закончились дня два назад, - отвечали они.
- А почему не заказываете у поставщиков? - продолжал допытываться Бактыкожа Салахатдинович.
Но внятного ответа не получил.
Сопровождавшим акима руководителям ДВД и финполиции было поручено взять под контроль работу магазинов, где спекулируют продуктами. И привлекать за это к суду.
Всю эту катавасию с ценами власти оценивают как искусственно созданный ажиотаж.
Народ же выдвигает разные версии, рассказывая то о сговоре перекупщиков, то об экономическом кризисе, даже об обмене денег заговорили. В общем, по «сарафанному радио» страху нагнали большого.
Надо сказать, власти области и города быстро среагировали на ажиотаж с ценами. Если с хлебным вопросом долго не могли решить, как быть, то в этот раз уже в понедельник аким города Сагынбек Муташев подписал меморандум с поставщиками и реализаторами продуктов питания на замораживание цен. Теперь растительное масло будет отпускаться оптовиками по 240 тенге за литр, сахар по 88-90 тенге и соль от 17 до 20 тенге за кило.
В акимате «запустили» телефоны доверия (51-25-49, 51-10-61), чтобы жители города сообщали о фактах спекуляции, если, например, цена в магазинах на основные продукты будет завышена на 15%.
Ну и, как уже известно, с 20 октября Казахстан ввел временный запрет на экспорт растительного масла. Снижена таможенная пошлина на его ввоз. А область ждет прибытия вагона с 60 тоннами растительного масла.
И в целом по стране
Между тем ситуация с дефицитом продуктов питания наблюдается по всему Казахстану. И в каждой области повторяются ситуации со скупкой масла, соли и сахара, выдвигаются практически одинаковые версии происходящего.
Например, в столице власти призывают горожан не поддаваться на провокации и не скупать сахар, соль и спички по завышенным розничным ценам. По мнению акимата, слухи о грядущем глобальном дефиците подогреваются искусственно, а всеобщий ажиотаж принесет сверхприбыли перекупщикам.
- Сахарного кризиса в Казахстане не предвидится, - считает представитель АО “Азия-сахар” Ирина Ахметова. - Возможности производителей позволяют снабжать нашу республику на 200 процентов.
Опроверг слухи о денежной реформе и зампред Нацбанка Д. Акишев. Он, в частности, сказал:
- Никакой реформы не планируется. Существующий номинальный ряд банкнот и монет национальной валюты - тенге соответствует уровню цен в экономике. Кроме того, - продолжил он, - только в прошлом году был введен новый дизайн банкнот, и эти банкноты находятся в обращении менее года.
По словам Д. Акишева, замена наличных денег после одного года их функционирования в экономике нецелесообразна, так как это требует значительных финансовых, трудовых и временных ресурсов.
Как у других?
Когда возникает проблема госрегулирования цен на стратегически важные товары – продукты питания, энергетические ресурсы и прочее, каждая страна решает вопрос по-разному.
Как считает Канат Берентаев, заместитель директора алматинского Центра анализа общественных проблем, одним из самых распространенных выходов из положения является подписание меморандумов между производителями, реализаторами и потребителями под контролем государства. Как и было сделано в ЗКО.
В Швеции, например, такие меморандумы с производителями сельхозпродукции заключаются ежегодно, и это помогает сдерживать рост цен. То есть таким образом государство, разрабатывая и применяя подобные механизмы ценового регулирования, решает приоритетную для страны задачу – защищает население от колебаний рынка.
Но существуют также и проблемы выполнения таких соглашений. Во-первых, в идеале отношения между всеми участниками меморандума должны быть доверительными и прозрачными. Все контрактное право – а меморандум тоже своего рода контракт – построено исключительно на уверенности в том, что ни одна из сторон его не нарушит. А если нарушит, то будет за это отвечать. Во-вторых, за всеми подписавшимися под соглашением должны быть закреплены обязательства.
Очень важно знать, какую долю ответственности по соглашению несет государство в лице местных исполнительных органов. Если это только контроль, то вряд ли будет достигнута цель. В том же случае, когда при выполнении соглашения местные власти предоставляют своим коллегам по меморандуму определенные льготы по стоимости электроэнергии и обеспечивают производителей дешевым сырьем, подход к решению ценовых проблем можно назвать верным.
Но существуют также и другие меры по ценовому регулированию. Например, изменение таможенных пошлин на импорт увеличением тарифов на экспорт. Казахстан пошел по другому пути, более серьезному, и с 20 октября ввел временный запрет на экспорт растительного масла.
Еще более эффективной мерой могло быть введение госмонополии на экспорт. Механизм достаточно прост, но эффективен и способен поддержать внутреннего производителя. Экспортный госмонополист вполне может выкупать у производителя продукцию по выгодной для обеих сторон цене, гарантируя такие же условия сотрудничества и в следующем году. Необходимое количество продукции затем продается на внутренний рынок по удешевленный стоимости, а убыток компенсируется за счет экспорта. Тогда и внутри страны цены будут оставаться стабильными, и в случае падения цен на мировом рынке – поддерживать производителя.
Так где «подсолнух зарыт»?
Интересно, что и в соседних с ЗКО российских губерниях – та же проблема с дефицитом основных продуктов питания и повышением цен. Поэтому, даже несмотря на понижение таможенных пошлин, вряд ли оттуда в ближайшее время хлынет широкий поток продуктов. Хотя местные закупщики в основном работают с российскими производителями. Там, кстати, власти тоже заморозили цены, подписав аналогичный меморандум, который будет действовать до конца этого года.
Приняты меры, и напряжение к сегодняшнему празднику - Дню Республики несколько спало. Но долго ли будут сдерживаться цены на основные продукты питания? Был, например, прошлогодний опыт подписания меморандумов с поставщиками ГСМ. На время ситуация стабилизировалась, а когда действие меморандумов закончилось, бизнесмены вспомнили об упущенной выгоде – и цены снова поползли вверх.
И непонятно - что это все-таки было? Колебания рынка, инфляция, спекуляция? Если спекулировали, то что - все поставщики сразу, и по всей стране? Или всех так напугал сентябрьский рост цен на хлеб и предстоящий скачок роста коммунальных тарифов?

Алла ЗЛОБИНА

Design by Kumargazhin Almat