8
Nomer 4 (458) 26 января 2012 года
9

 ДОСМОТР С УВОЛЬНЕНИЕМ

Младший инспектор подразделения досмотра службы авиационной безопасности АО «Международный аэропорт «Орал» Шынар НАУРЗГАЛИЕВА обратилась в юридическую приемную «Надежды» с жалобой на незаконное, по ее словам, увольнение. Руководство аэропорта, в свою очередь, утверждает, что инспектор грубо и некорректно вела себя с высокопоставленным пассажиром, в связи с чем и лишилась должности.
В трудовом споре попытался разобраться наш корреспондент.

Вступились за космонавта

Шынар устроилась на работу в аэропорт в середине прошлого года. В ее функции входил предполетный досмотр пассажиров и их багажа, проверка документов и наличия посадочного талона. Как вспоминает девушка, 9 января текущего года она, как обычно, выполняла свою работу в вип-зале. В тот день из Уральска вылетала делегация общенациональной социал-демократической партии «Азат» (ОСДП), которая знакомила западноказахстанцев со своей предвыборной программой. В их числе был и первый казахский космонавт, Герой Советского Союза Тохтар АУБАКИРОВ.
- Я его сразу не узнала, - говорит Шынар. – Попросила у него документы и багаж для досмотра, кроме того, снять верхнюю одежду. Все прошло нормально, претензий у Тохтара Аубакирова не было. После досмотра он лишь перекинулся несколькими словами с генеральным директором аэропорта Хайретдином РАСКАЛИЕВЫМ. Вроде бы тон был шутливый, якобы, видите, как меня ваши подчиненные строго проверяют, а гендиректор, видимо, принял слова космонавта как претензию. В тот же день меня уволили за грубое обращение с пассажиром, хотя письменной жалобы от Аубакирова не поступало. При этом заместитель Раскалиева Маргулан ШАКЕНОВ и специалист отдела кадров ГУБАШЕВА выпроваживали меня с работы чуть ли не силой. Кстати, моей напарнице Нагиме, которая присутствовала при досмотре Аубакирова, объявили строгий выговор.
На следующий день Шынар пришла на работу, чтобы забрать оставшиеся личные вещи. Однако, по словам экс-инспектора, ее снова принялись гнать взашей.
- Я считаю, что стала неугодной из-за принципиальной позиции по обеспечению авиационной безопасности, - говорит Шынар НАУРЗГАЛИЕВА. – Еще в прошлом году вместе с другими инспекторами мы обращались к руководству аэропорта с просьбой повысить зарплату, которая у нас составляет менее 20 тысяч тенге. Кроме того, обращали внимание начальства на ряд нарушений, касающихся условий труда и исправности оборудования. К примеру, зимой в вип-зале холодно, а наша зимняя форма больше похожа на летнюю, почти не греет. Нам даже воды выпить негде. Однако реакции на все наши обращения не было. По инструкции мы несем уголовную ответственность за безопасность полетов. А вот будут ли отвечать, если что-то случится, руководители аэропорта, большой вопрос. Они могут свалить все на нас. Следует отметить, что представитель авиакомпании «Бек Эйр», обслуживающей рейс Уральск-Алматы, просит пропустить некоторых персон без посадочных талонов, без проверки документов. И наше начальство соглашается с этим. А в ответе потом будут инспекторы?
После увольнения Шынар отправила на сайт ОСДП письмо, в котором просила Тохтара Аубакирова разобраться в ситуации. Ответа девушка пока не получила.

«Они почувствовали силу власти»

У руководства международного аэропорта «Орал» свое видение конфликта.
- Да, действительно, мы иногда по просьбе представителя «Бек Эйр» пропускаем пассажиров на борт без проверки документов и предъявления посадочного талона, - говорит генеральный директор АО «МК «Орал» Хайретдин Раскалиев. – Они как хозяева воздушных судов могут для отдельных людей сделать исключение, и то фамилии этих пассажиров вносятся в предполетное задание. Однако без досмотра никто в самолет не попадет. Что касается условий труда, то тут грех жаловаться. Работой инспекторы не загружены, в день два-три рейса, позволяется иметь вторую работу вне аэропорта, от ночного дежурства они освобождены, зарплата хотя и небольшая, но выдается вовремя. Я даже премию у акционеров выбил к 20-летию независимости. Что касается случая с Шынар, то она проводила досмотр Тохтара Аубакирова неэтично, чересчур требовательно. Я с ним работал много лет на военной службе, хорошо знаю как порядочного человека, а она с него чуть штаны не снимает. Так же нельзя. Вот я и принял решение уволить ее, хотя от Аубакирова жалобы в письменном виде, действительно, не поступало. Когда в прошлом году инспекторы писали заявление с требованием повысить зарплату, расписалось 15 человек, а потом выяснилось, что зачинщиками обращения были всего два-три человека, в том числе Шынар. Остальные просто пошли на поводу, одна наша сотрудница, имеющая малолетнего ребенка, чуть не плакала потом, дескать, бес попутал.
- У Шынар уже были замечания по дисциплине, имелись факты некорректного обращения с пассажирами, - отмечает заместитель генерального директора по авиационной безопасности Биржан САРСЕНОВ. – Такое ощущение, что некоторые инспекторы почувствовали силу власти и могут требовать с пассажиров все, что угодно. Плюс к этому мы с себя ответственности никогда не снимаем, как говорит Шынар. Отвечать за любые нарушения в первую очередь будет руководство аэропорта…
Теперь Шынар ждет ответа из департамента по контролю и социальной защите ЗКО, куда она направила свою жалобу.

Дмитрий ТЕРЕЩЕНКО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat
7