1
1
Nomer 21 (423) 26 мая 2011 года
70

СУД ДА ДЕЛО

ПОПЫТКИ ПРОТИВ ПЫТОК

Во вторник, 24 мая, председатель западно-казахстанского филиала международного бюро по правам человека Павел Кочетков встретился с сотрудниками УВД Уральска. Правозащитник обсудил с полицейскими механизмы противодействия пыткам в подразделениях УВД.


В отделе все спокойно
В начале встречи руководство городского управления внутренних дел бодро отчиталось об итогах работы полицейских за последние пять месяцев. Естественно, что с учетом тематики встречи и отчет был посвящен соблюдению законности и прав граждан.
Заместитель начальника УВД по кадрам майор полиции Нурлан Дусенгалиев рассказал, что за пять месяцев 2011 года на сотрудников горотдела поступило 16 заявлений, против 23 в прошлом году.
По итогам проверки этих заявлений один сотрудник был привлечен к дисциплинарной ответственности за то, что укрыл преступление от учета, и еще трое сотрудников ответили за задержание граждан свыше трех часов без составления протоколов.
Также майор полиции рассказал о реальных шагах, которые предпринимают в УВД для контроля за соблюдением прав граждан. Например, о том, что каждую ночь начальник УВД Шадияр Айткалиев или кто-нибудь из его заместителей проводят проверку дежурных частей и служебных кабинетов сотрудников полиции для того, чтобы не допустить незаконные задержания.
Павел Кочетков в своем выступлении сказал, что он в принципе, доволен тем, как полицейские пытаются соблюдать законность, и выразил надежду, что совместными усилиями им удастся добиться соблюдения прав человека в подразделениях УВД.
- Вы поймите, - сказал правозащитник. – Полицейскому нет никакого резона выбивать признания из подозреваемого. Времена, когда царицей доказательства было признание – прошли. Сейчас в суде дела, в которых отсутствуют нормальные доказательства вины, «рассыпаются» на глазах.

И телевизор,
и свежая пресса…

После встречи Павел Кочетков вместе с журналистами посетил изолятор временного содержания. Здесь он осмотрел камеры, в которых сидят административно арестованные уральцы.
- А вы знаете, - сказал правозащитник полицейским, – что люди, арестованные по административным делам, пользуются теми же правами, что и любой гражданин страны. Им положено трехразовое питание, контакты с родными, а в камерах должны быть телевизоры и свежая пресса.
Сотрудники ИВС явно не ожидали такого. Нашелся лишь один из них, сказавший, что правила содержания в ИВС утверждены правительством и про телевизоры в них ничего не написано.
- Газеты же им передают родственники, - сказал полицейский. – Мы не возражаем.
Павел Кочетков переговорил с некоторыми из заключенных. Один из них сказал, что сидит в ИВС уже в третий раз и ни разу не слышал, чтобы здесь кого-нибудь били.
- Согласен, - резюмировал правозащитник. – За все время работы мне никто не жаловался на условия содержания в изоляторе.

Алексей ЮМАШЕВ

 

КРЕДИТ НА ЧУЖОЕ ИМЯ

Недавно с одной из наших читательниц Булды Мурзагалиевой произошла история, которую с одной стороны трудно назвать рядовым событием, но с другой – подобное в принципе может произойти с каждым. Дело в том, что недавно Б. Мурзагалиевой пришлось долго доказывать, что она не имеет никакого отношения к крупному кредиту, оформленному… на ее имя.


История эта началась с того, что 19 ноября 2008 года Булды Мурзагалиева получила от ТОО «Микрокредитная организация «Астана-Финанс» уведомление о невыполнении обязательств. Согласно присланной бумаге, за ней числится кредит на сумму 300 000 тенге, по выплате которого имеется просрочка. Как и любой законопослушный и финансово ответственный гражданин, Булды Мурзагалиева была просто в шоке. Она немедленно обратилась с заявлением по факту мошенничества в департамент по борьбе с экономической и коррупционной преступностью ЗКО.
Сотрудники ДБЭКП выяснили, что кредит на имя Б. Мурзагалиевой оформила ее родственница Райса Гумарова. Последняя работает в пенсионном фонде «Аманат» и воспользовалась тем, что копии документов Булды Мурзагалиевой имеются в этом фонде, так как именно здесь и хранятся ее пенсионные накопления. Райса Гумарова с помощью знакомой сотрудницы МКО «Астана-Финанс» А. Иргалиевой произвела оформление потребительского кредита на имя Б. Мурзагалиевой и получила 300 000 тенге в свое распоряжение.
Однако при, казалось бы, неопровержимых доказательствах, собранных финансовой полицией, в возбуждении уголовного дела в отношении Райсы Гумаровой было отказано. Формулировка отказа была следующей: ввиду того, что в действиях Р. Гумаровой отсутствует корыстная цель безвозмездного обращения чужого имущества в свою пользу. То есть сотрудники финпола отказались от уголовного преследования Райсы Гумаровой потому, что она, получив кредит, исправно его гасила. При этом финансовая полиция оставила без ответа вопрос: если Райса Гумарова добросовестно платила взносы по кредиту, почему в таком случае в вышеупомянутом уведомлении МКО «Астана-Финанс» говорится о просрочке выплат?
Пока шло расследование финпола, с Булды Мурзагалиевой случилась другая, более крупная неприятность. Жилстройсбербанк отказал ей в ипотечном кредите из-за того, что ее имя «благодаря» махинациям Райсы Гумаровой попало в черный список недобросовестных заемщиков. Таким образом квартира, которую Булды ждала, можно сказать, все последние годы, попросту «уплыла». И другая такая возможность обзавестись собственным жильем у нее появится не скоро.
Отчаявшись найти справедливость в финансовой полиции, Булды Мурзагалиева обратилась в суд с иском не только к Р. Гумаровой, но и к МКО «Астана-Финанс» о признании недействительным договора займа, исключении истицы из реестра недобросовестных заемщиков и возмещении морального вреда, оцененного Б. Мурзагалиевой в 3,5 млн тенге. Именно столько и стоила квартира, которую истица не смогла оформить в кредит.
Однако суд, удовлетворив первые два требования полностью, признал моральный вред лишь частично. Райса Гумарова и МКО «Астана-Финанс» должны возместить госпошлину и судебные издержки, а также выплатить в качестве моральной компенсации лишь по… 50 000 тенге.
Вместе с тем суд вынес частное определение в адрес руководства МКО «Астана-Финанс» о допущенных специалистами этой организации нарушениях, повлекших нарушение имущественных прав Булды Мурзагалиевой.
После всего вышеописанного откровенное недоумение вызывают действия сотрудников финансовой полиции. Судя по их логике, выходит, что если ты оформишь кредит на чужое имя, то тебе за это абсолютно ничего не будет. Видимо, это возмутило и судью Г. Оспанову, которая вынесла еще одно частное определение. На этот раз оно адресовано прокурору Уральска для решения вопроса о наличии в действиях Райсы Гумаровой состава преступления, предусмотренного ст. 177 УК РК «Мошенничество».
Реакция руководства МКО «Астана-Финанс» и горпрокуратуры на частные определения суда пока остается неизвестной.

Булат МАУЛЕНБЕРЛИЕВ






Design by Kumargazhin Almat