Nomer 26 (272) 26 июня 2008 года

  ХАЛТУРА

О неприглядной ситуации со строительством онкологического диспансера «Надежда» сообщала неоднократно. То, что произошло, можно назвать образцом, мягко говоря, халатности. И вот около месяца назад стройка, замороженная еще в феврале прошлого года из-за полного несоответствия проекта необходимым требованиям, возобновилась.
Напомним, решение о строительстве в Уральске онкологического диспансера на 150 койко-мест было принято еще три года назад. Средства на возведение этого важного для Приуралья объекта здравоохранения в размере 1,325 млрд тенге были выделены из республиканского бюджета. Дело оставалось за малым - провести тендеры на подготовку проекта и осуществление строительства. Так или иначе, но проектирование поручили малоизвестному ТОО «Ремстройбыт», гарантировавшему выдачу проектно-сметной документации в кратчайшие сроки. Но, видимо, не обладая в этом деле достаточными навыками, предприятие обратилось за помощью к субподрядчику, причем за пределами республики, а именно в Татарстане. Когда готовый проект поступил на заключение в ДГП «Запгосэкспертиза», там отказались его утверждать, так как вместо онкодиспансера подсунули наспех переделанный проект… гостиницы. Однако под нажимом сверху «добро» все-таки пришлось дать.
В общем, чудеса, да и только. Гостиницу-онкодиспансер должны были сдать к концу прошлого года. Не успели - вмешались сотрудники ДКНБ. Выявленные несоответствия, как говорится, не лезли ни в какие ворота. К примеру, для диспансера со стационаром вместо двух независимых источников теплоснабжения был заложен один. Кроме того, в кладовых для овощей и тары предусматривались изящные балконы, в больничных палатах и процедурных намеревались оборудовать подвесные потолки, а гостиничные лифты не желали опускаться в подвальные помещения.
Такое может иметь место только в нашей стране. Надо быть настолько уверенным в своей безнаказанности, чтобы не просто подсунуть откровенную туфту, но и упорно добиваться ее реализации. Что ж, деньги, как говорится, не пахнут, даже если они сделаны за счет смертельно больных людей.
Строительство, конечно, приостановили, а уже было построено основное здание, проект отправили на «корректировку». Нашелся и конкретный виновник - директор ДГП «Запгосэкспертиза» Борис Шошинов, который недавно был осужден за срыв строительства онкодиспансера. Правда, отделался он легким испугом – штрафом в 110 тыс. тенге, который к тому же был отменен в связи с амнистией.
По словам Жумы Жавлиева, директора департамента строительства ЗКО, а именно это ведомство является заказчиком строительства, возведение онкодиспансера планируется закончить в первом квартале будущего года. Работу продолжает ТОО «Оралстрой».
Дал наконец-то свой комментарий и главный врач онкологического диспансера Тайман Аманов, ранее категорически отказывавшийся общаться с надеждинцами без «особой» санкции руководства облздрава. Вот что он, в частности, отметил:
- Для больных раком требуются особые условия. Ныне используемое старое здание не отвечает современным требованиям. В каждой палате вместо двух лежат по пять-шесть больных. На сегодня у нас на учете состоит около 5000 западноказахстанцев, имеющих онкологические заболевания. Ежегодно выявляем по 1000-1200 новых больных. Это вдвое больше, чем в советские времена, хотя за последние лет пять положение стабилизировалось. Завершение строительства мы ждем с двояким чувством. С одной стороны, новое здание нам нужно как можно быстрее, потому что сейчас мы вынуждены, к примеру, совмещать хирургическое и радиологическое отделения в одном здании, тогда как они должны располагаться отдельно. А химиотерапевтическое отделение и вовсе находится в неприспособленном здании бывшего общежития. В новом пятиэтажном здании у нас уже будет пять отделений – два хирургических, радиологическое, химиотерапевтическое и реабилитационное. С другой стороны, остро стоит проблема нехватки кадров. Сейчас у нас всего лишь 100 койко-мест и должно быть 34 врача, однако специалистов только 21. А в новом онкодиспансере, рассчитанном на 150 мест, требуется 54 специалиста. Молодежь идти к нам не хочет, потому что работа очень тяжелая, а зарплата – низкая. Облздрав пытается решить эту проблему.
Будет ли эта злополучная гостиница, наспех переделанная под столь специфическую больницу, соответствовать медицинским требованиям, узнать весьма трудно. Заказчик уходит от прямого ответа, в облздраве ссылаются на заказчика. Но как быть 5000 онкобольным, которые годами ждут полноценного лечения?
Вопрос этот также остается без ответа, как и об ответственности – настоящей, а не показушной, с «амнистией» - за онкодиспансерную халтуру.

Булат МАУЛЕНБЕРЛИЕВ

Design by Kumargazhin Almat