Nomer 26 (272) 26 июня 2008 года

  "ЕСТЬ СТРЕМЛЕНИЕ, НО ЦЕЛЬ ЕЩЕ НЕ ДОСТИГНУТА"

Сегодня часто говорится о развитии языковой политики в нашем государстве. Многое в этой сфере уже делается. Увеличивается число школ с казахским языком обучения, растет количество детей других национальностей, изучающих казахский язык, выделяются средства на организацию языковых курсов. Вместе с тем в этой сфере немало проблем и недоработок, о которых также много разговоров.
О том, с какими вопросами приходится сталкиваться в нашей области, «Надежде» рассказал директор центра обучения государственному языку «Агартуши» («Просветитель») Болат Жексенгалиев.

- Вот уже пятый год подряд центр «Агартуши» организует курсы изучения государственного языка. Уже есть результаты этой работы?
- Нам довольно часто приходится отвечать на этот вопрос. Многие считают, что раз выделяются большие средства, то результат должен быть чуть ли не сиюминутным. Но при этом мы забываем о том, что итог такой масштабной работы складывается из многих факторов, немаловажное значение среди которых имеет востребованность казахского языка в обществе, то есть спрос на язык и, наконец, языковая среда. И здесь, чего скрывать, есть свои проблемы. К примеру, более 60% наших слушателей, изучивших разговорно-бытовой уровень казахского языка, к сожалению, отмечают, что не имеют возможности закреплять и совершенствовать полученные навыки. По окончании языковых курсов мы даже рассылаем в государственные организации письма, в которых просим руководителей хоть как-то помогать нам в решении этих вопросов…
- То есть вы считаете, что необходима определенная языковая пропаганда?
- Хотя делопроизводство в Западно-Казахстанской области переведено на казахский язык, эта работа осуществляется в основном за счет переводчиков, которые и несут всю нагрузку. Получается, мы рапортуем, что ведем дела на казахском языке, а на самом деле государственным языком как языком управления и документации пользуемся крайне недостаточно. Безусловно, необходимо еще время. Наши молодые специалисты должны не только понимать казахскую речь, но и самостоятельно вести работу на государственном языке, что и означает полностью выполнять свои профессиональные обязанности. Однако не стоит сравнивать темпы развития государственного языка в нашей республике со странами Прибалтики, где языковая реформа претворяется гораздо быстрее. У нас совсем другая языковая ситуация и менталитет, поэтому и темп должен быть другой. На эту тему в своем недавнем интервью руководителям казахскоязычных СМИ говорил президент Нурсултан Назарбаев. Мы должны суметь существенно поднять роль государственного языка, но вместе с тем и учитывать реальный фактор, присущий нашему обществу. Иными словами, мотивация должна идти со стороны не только государства, но и общественного самосознания. И, думаю, мы к этому придем.
- А если говорить о сегодняшнем уровне стремления общества овладеть государственным языком…
- Здесь наблюдается определенный прогресс. С каждым годом среди слушателей курсов у нас все больше представителей неказахской национальности. В прошлом году этот показатель составил 40%. Даже если один из сотрудников предприятия изъявил желание обучаться казахскому языку и потом смог заговорить на нем, это заслуживает особой похвалы. У нас тоже есть определенные успехи. Все больше слушателей осваивают стандарт многоуровневых курсов. К примеру, в 2007 году в областном конкурсе на знание государственного языка среди слушателей первое место заняла Юлия Новотрясова, специалист областной клинической больницы, которая, кстати, в этом году продолжит обучение. А вот бывшая студентка ЗКГУ, сейчас уже работник ТОО «Василец» Анна Сикун на сессии Ассамблеи народа Казахстана, в работе которой принимал участие президент, выступила на государственном языке. Самое главное, чтобы теперь эти девушки и другие слушатели смогли развивать свое знание дальше. Интерес к обучению государственного языка растет, но вместе с тем надо признать, наш язык пока еще не стал центром объединяющим.
- Наверняка менталитет - не единственная проблема на пути развития госязыка?
- Конечно! Необходимо внедрять единую систему обучения языку, которая должна начинаться с дошкольных учреждений. В последнее время налаживается программное обеспечение, выпускаются учебно-методические пособия и электронные учебники, однако в этом направлении еще предстоит работать. И начинать нужно именно со сферы образования. К примеру, было бы неплохо, если бы выпускник вместе с аттестатом зрелости получал сертификат, подтверждающий знание разговорно-бытового и профессионально-разговорного уровней государственного языка. В вузе он обучался бы ведению делопроизводства на государственном языке, и только потом повышал свой квалификационный уровень как раз-таки на курсах обучения государственному языку, где преподавался бы углубленный курс, включающий знание культуры языка, законов орфографии и орфоэпии и так далее. Необходимо также развивать и единую систему оценки уровня знаний государственного языка.
- Как вы расцениваете уровень преподавания казахского языка в школах?
- Эта сфера мне очень знакома, так как я являюсь специалистом по фонетике казахского языка и преподаю в ЗКГУ. В школах нужно внедрять коммуникативный метод обучения казахскому языку. Это обучение языку без грамматики. То есть сначала должно быть предложение, потом слово, от которого переходят к звуку. Важно с первых занятий научить ребенка говорить, а не давать понятия гласных и согласных звуков, частей речи и так далее. И это касается преподавания казахского языка не только в русских, но и казахских школах. Ведь мы много внимания уделяем грамматике языка, а культура и нормы, в особенности литературного языка, в этом вопросе отстают. Усугубляет положение и тестовая система сдачи экзаменов, когда ученики зазубривают грамматические правила.
- Но ведь и школьные учебники рассчитаны на старую программу…
- В этом-то их и недостаток. Сейчас появляются учебники новой волны, но они еще недостаточно внедрены. Казахский язык – уникальный, но надо уметь обучать этому языку, уметь грамотно донести до слушателей информацию о языке. Долгие годы методика казахского языка была не на должном уровне. А в некоторых сферах казахский язык и вовсе остался неразвитым. Это касается технической сферы употребления языка, его слабого терминологического словарного запаса. Сейчас в этом направлении ведется сложная работа, часто возникают разногласия и вопросы. Другой стороной медали является уровень образования самих преподавателей, который тоже должен соответствовать требованиям современности. Методы преподавания должны быть разнообразными. Только тогда преподаватель сможет донести до школьников то, что называется прекрасным казахским языком. И, на мой взгляд, не стоит зацикливаться на природных акцентах, главное, умение понимать язык. Большое значение при этом имеет психологический фактор, позволяющий не бояться заговорить и ошибиться.
- Есть и другая проблема - переход казахского языка на латиницу.
- Этот вопрос очень много обсуждался. Безусловно, казахское письмо нуждается в реформировании. Судите сами, в казахском алфавите 42 буквы, и 36 из них непосредственно взяты из кириллицы. Даже твердый и мягкий знаки, которые отличают фонетические особенности русского языка. Поэтому назрела необходимость реформирования казахского алфавита. И этот вопрос необязательно решать путем перехода на латиницу. Все это внутренние языковые проблемы, при которых необходимо совершенствовать законы орфографии государственного языка. Лингвисты ищут пути решения. А процесс перехода на латиницу, думаю, будет нескорым.
- В центре «Агартуши» государственному языку обучаются только госслужащие, или простые граждане тоже имеют такую возможность?
- В отличие от других областей, что весьма показательно, в ЗКО, начиная с 2006 года, предусматривается бесплатное обучение государственному языку как госслужащих, так и всех желающих западноказахстанцев. «Агартуши» является государственным казенным предприятием, созданным пять лет назад одним из первых в республике. Органом управления является областное управление развития языков, а учредителем - акимат нашей области. В Бурлинском, Зеленовском, Теректинском, Таскалинском и Чингирлауском районах тоже открыты наши представительства. По заказу управления языков ЗКО для организации курсов ежегодно выделяются средства из областного бюджета. В прошлом году мы получили госзаказ на 12 миллионов тенге. Тогда у нас было 754 слушателя. Для сравнения, в 2003 году, когда наш центр только открылся, на курсах по изучению государственного языка обучались всего 24 человека. В этом году, думаем, что число обучающихся составит более полуторы тысяч человек. Многие государственные организации, такие как областная прокуратура, Западно-Казахстанский филиал Национального банка, налоговый комитет и другие государственные учреждения области уже заключили с нами договора и систематически проходят обучение на многоуровневых курсах государственного языка.

Галина КАРЕНСКИХ

 
 
Design by Kumargazhin Almat