Nomer 48 (345) 26 ноября 2009 года

  МЯСНОЙ БУНТ

 

Вступивший в силу с понедельника запрет подворного забоя скота, предназначенного для реализации, стал причиной массового недовольства местных реализаторов мяса. Вчера довольно многочисленная толпа, состоящая из торговцев национальным продуктом № 1 практически со всех рынков города блокировала движение по самарской трассе в районе рынка «Ел ырысы». Помимо протестующих место событий кишело полицейскими и сотрудниками спецслужб, которые фиксировали происходящее на видеокамеру.

Как выяснилось, по причине вышеуказанного запрета торговцы мясом уже третий день сидят без товара. При этом плату за налоги и аренду с них по-прежнему взимают исправно. К примеру, в среднем одно место в мясном павильоне стоит 40000 тенге в месяц. Если прибавить сюда кредиты, в которых по уши завязли многие казахстанские семьи, то картина становится и вовсе безрадостной.
Кстати, из-за отсутствия мяса страдают не только предприниматели, но и покупатели, внезапно оказавшиеся на голодном пайке. Так куда же подевалось мясо? Торговцы вовсе не отрицают необходимость введения забоя скота только в специально предназначенных для этого местах. Однако вся загвоздка в том, что мясокомбинатов, имеющих специально оборудованные убойные пункты, в Уральске всего четыре. Для справки: убойный пункт – это специализированное помещение, оснащенное оборудованием по забою животных и первичной обработке продукции, отвечающее ветеринарно-санитарным нормам и требованиям. Там же должна проводиться ветеринарно-санитарная экспертиза. Мясо после убойного пункта поступает на реализацию без дополнительного ветеринарно-санитарного исследования.
- Скотину туда нужно привезти в живом состоянии, а это дополнительные затраты на автотранспорт, - сетуют участники акции.
Как выяснилось, попытки бастующих закупить мясо в этих пунктах не привели ни к чему хорошему.
- Один был закрыт, а в другом нам стали подсовывать второсортные туши, причем по 500 тенге за кило, - отмечает Марина Ялова, продавец рынка «Рауан», что по ул. Маметовой, - И за сколько я его должна выставить на продажу? Такая необдуманность может привести к взлету цены на мясо. Мясокомбинатам выгодней продавать мясо в Атырау, Актау и Россию, где оно в полтора-два, а то и в три раза дороже. А что же делать нам? Всего по Уральску нас, продавцов мяса, около 500. Мы просим отсрочки введения этой меры, хотя бы на месяц…
Движение по самарской трассе было возобновлено после того, как на место явно не стихийного протеста прибыл Ербол Салыков, курирующий в областном акимате сферу сельского хозяйства. Выслушав торговцев, замакима ЗКО сразу же отметил, что нововведение уже вступило в законную силу и ни о какой отсрочке не может быть и речи:
- Это делается в первую очередь ради безопасности нашего населения. Забой животных осуществлялся в подворьях, без соблюдения ветеринарно-санитарных норм и соответственно без обеспечения безопасности продуктов убоя. В связи с этим у нас уже неоднократно были вспышки различных заболеваний, передающихся от домашнего скота. С руководителями четырех уральских мясокомбинатов была достигнута предварительная договоренность о предоставлении услуг по забою скота. Эта услуга будет стоить около 2000 тенге. Если же мясокомбинаты будут чинить препятствия, прошу сообщить об этом мне или директору департамента сельского хозяйства либо главному ветинспектору области. Если говорить откровенно, пока мясо проходит путь непосредственно от хозяина буренки до мясного павильона, оно дорожает на 200 тенге за кило, потому что на этом неплохо «греются» посредники. Теперь они остались без заработка.
Ербол Салыков сообщил, что в Уральске будет построен новый убойный пункт. Но заработает он не раньше… мая следующего года. В то же время выяснилось, что на селе со скотобойнями ситуация и вовсе аховая. Там решено пока оборудовать менее затратные убойные площадки. В отличие от убойного пункта это приспособленное помещение или место, устанавливаемое на период отсутствия убойных пунктов, для проведения забоя скота с соблюдением ветеринарно–санитарных правил и проведением ветеринарного осмотра животного и продуктов его убоя. Экспертизу здесь не делают, следовательно, за справкой вместе с необходимыми для исследований органами животного сельчанину нужно будет ехать либо в райцентр, либо в Уральск. А это опять дополнительный минус в кошельке.
Как оказалось, готовы сельские убойные площадки будут в лучшем случае к Новому году. А это значит, что местные власти, мягко говоря, оказались не готовы к нововведению, но при этом не хотят идти на какие-либо уступки. Однако не будем забегать вперед. Дискуссия будет продолжена сегодня утром на встрече с участием заместителя акима, директора департамента сельского хозяйства ЗКО и главного ветеринарного инспектора области, а также представителей от каждого рынка города. Об ее итогах «Н» сообщит дополнительно.
Тем временем, так и не добившись практически ничего существенного от Ербола Салыкова, продавцы мяса пообещали, что утром 26 ноября вновь перекроют самарскую трассу.

Ербол ИСМАГУЛОВ

Design by Kumargazhin Almat