Nomer 48 (345) 26 ноября 2009 года

   ПИШИТЕ В ЖЕНЕВУ!

Как известно, в начале этого года Нурсултан Назарбаев подписал закон «О ратификации факультативного протокола к международному пакту о гражданских и политических правах». С 7 октября казахстанцы уже могут обращаться с индивидуальными жалобами в комитет ООН по правам человека. А именно, в Комитет против пыток, в Комитет по ликвидации расовой дискриминации и Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин.
Но проблема в том, что сегодня мало кто знает, как это сделать, какова схема и процедура обращений, и какого результата вообще можно ожидать после подобного обращения?

НУ, ПОЕХАЛИ!

Эту задачу взялся решить общественный фонд «Северо-Казахстанский правовой медиа-центр» при поддержке Фонда Сороса, Центра ОБСЕ в Астане и программы поддержки СМИ Института открытого общества (Лондон), запустив проект «Международные нормы права в медийной сфере Казахстана». Один из тренингов медиа-центра прошел в Уральске. Основная аудитория – журналисты и члены НПО.
Авторы проекта справедливо считают, что повышение информированности представителей массмедиа в сфере основных прав и свобод человека повлечет повышение уровня общей осведомленности граждан. ОФ преследует также цель организовать весь рабочий процесс по применению международных норм в РК.
- Как сделать так, чтобы он стал не формальностью, а реально помогал людям, мы и обсуждали в ходе семинаров, которые провели в Шымкенте, Усть-Каменогорске, Павлодаре, Астане и Уральске, - объяснил кандидат юридических наук, советник юстиции, правовой эксперт Московского Бюро по правам человека Борис Пантелеев.
Процесс обжалований в международных инстанциях, по мнению правозащитника, должен дать толчок к улучшению работы всей судебной системы. Например, в судах будут стараться не допускать волокиты жалоб и решать их на местах.
- Ни одно правительство не заинтересовано, чтобы «грязное белье» страны полоскали в международных инстанциях, - говорит московский юрист. - Сейчас трудно сказать, как будет развиваться эта инициатива в Казахстане – стихийным образом, или чиновники захотят ее смоделировать. Возможно, будет предпринят ход, который направит этот процесс в определенное русло. Например, чтобы затянуть его или сделать неинтересным, безнадежным. Есть такая опасность, поэтому желательно, чтобы это дело развивалось независимо от чиновников.

НЕЛЬЗЯ РАЗОРЯТЬ СМИ!

Известный российский правозащитник советует газетам, которые подверглись судебным преследованиям и вынуждены выплачивать чудовищные суммы компенсаций, в борьбе за право выжить применять международные стандарты в области прав человека.
В Казахстане подобных прецедентов не было. Хотя и на постсоветском пространстве журналисты крайне редко обращаются с жалобами в Европейский суд. Никто не верит, что они могут привести к каким-либо результатам. Еще одна причина - элементарное незнание международных норм и актов, которыми можно пользоваться, защищая свои профессиональные права.
- Есть международный стандарт, который базируется на решении европейского суда 1995 года по делу «Толстой-Милославский против Великобритании», - говорит Борис Пантелеев. - Суть дела в том, что нельзя финансово уничтожить СМИ путем судебных репрессий. Это правило универсально, и юристы его обязаны знать. Тут логика такая – если чиновник подает иск, имеющий целью финансово уничтожить то или иное издание, то он либо не знает этой нормы, и тогда он плохой чиновник, либо знает, но не хочет ее соблюдать, тогда он очень плохой чиновник. Если судья принимает решение, которое ведет к финансовому уничтожению какого-то издания, это неквалифицированный судья.
В качестве примера юрист привел случай с бывшим министром юстиции Казахстана Черновым, который переехал в Россию и стал судьей Краснодарского краевого суда, а затем стал претендовать на кресло заместителя председателя Верховного суда России. Но журналисты претендента осадили. В московской «Новой газете» о судье появился разоблачительный материал. Чернов подал иск в суд и потребовал взыскать с редакции 30 миллионов рублей, то есть миллион долларов. И выиграл этот суд.
- Тем самым был нарушен этот международный принцип, - говорит Борис Пантелеев. - Для российской газеты миллион долларов – сумма, равная смертной казни. А Чернов как судья Российской Федерации был обязан знать, что такого рода иски запрещены европейским законодательством и международными стандартами.
История закончилась мировым соглашением. Чернов отказался от финансовой составляющей своего иска, а журналисты прекратили публиковать о нем разоблачительные материалы.
- Подобные наказания способны парализовать работу СМИ. Такие методы ведут и к снижению количества критических публикаций. Согласно международным стандартам компенсация морального ущерба должна быть соразмерной. В противном случае это нарушает 10-ю статью «О праве на свободное выражение мнения» Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. И в других делах, связанных с прессой, Европейский суд четко указывает: моральный вред и ущерб деловой репутации СМИ не должны возмещать материально.

А НЕ «ЗАХЛЕБНЕМСЯ» ЖАЛОБАМИ?

На вопрос журналистов, где можно получить консультации рядовым казахстанцам, Борис Пантелеев пояснил - каждый человек может напрямую писать в ООН, в Женеву. Здесь нет очередей, нет номеров, нет запретов. В Казахстане этой работой уже начали заниматься НПО. Например, общественный фонд «Северо-Казахстанский правовой медиа-центр» имеет базу данных экспертов, занимающихся этой проблематикой.
- Другое дело, сколько из этого вала жалоб будут признаны значимыми, замечены обществом и поддержаны журналистским сообществом. Вероятнее всего, обжалований будет много, и многие будут отсеяны. Это, конечно, вызовет недовольство людей. Поэтому мы и не хотим, чтобы этот процесс превратился в скидывание жалоб в очередную мусорную корзину для недовольных.
Чтобы избежать такого поворота дела, в регионах будут открыты консультационные центры. А международная организация «Сеть домов прав человека», которая спонсируется Швейцарией и Норвегией, возьмется за бесплатное обучение юристов, адвокатов, журналистов и членов казахстанских НПО международному праву правозащитной деятельности.
Проект стартует с 1 января 2010 года. В нем примут участие пять стран - Россия, Белоруссия, Грузия и Армения. Пятым кандидатом был Таджикистан, но по каким-то причинам он выбыл из числа участников проекта, и сейчас это место вакантно.
Борис Пантелеев, который является национальным экспертом этой программы от Российской Федерации, сообщил, что в качестве нового партнера предлагают выступить Казахстану. Но ответа на это предложения пока не поступало.

Алла ЗЛОБИНА

 

Design by Kumargazhin Almat