Nomer 4 (406) 27 января 2011 года

 "ВОЙНА" ЗА МЕТРЫ

Нас испортил квартирный вопрос, вынуждены мы повторять вслед за Булгаковым. Немало таких историй, когда близкие в борьбе за жилье становятся злейшими врагами. И, похоже, эта тема никогда не исчерпает себя.

Из дневника Полины Пунцовой:
«В последнее время моя жизнь стала зависеть от случайных обстоятельств. Сегодня я живу в доме, а завтра могу оказаться на улице в роли бомжа. И кто меня защитит?
Злейшим врагом стал родной отец. Он хочет лишить меня крова. И ему все равно, что я являюсь опекуном двоих внуков, которых бросила спившаяся дочь.
Дом, в котором сейчас живу с внуками, достался по завещанию. Когда еще была жива мама, по ее решению на меня был записан частный дом в Уральске. Кстати, завещание было составлено с согласия обоих родителей. Братья и отец препятствий в этом не чинили.
Но спустя пять лет после смерти мамы и после того, как отец успел трижды жениться и продать свой дом, он стал оспаривать завещание и требовать свою долю. Меня возмущает, что при жизни мамы отец имел три дома, а за жилье, которое досталось мне, ему уже были выплачены деньги. Мама сделала это для того, чтобы он оставил семью в покое и не дебоширил.
В общем, началась бесконечная судебная тяжба. Изначально суд присудил отцу 1/8 дома, которую я согласна выплатить. Но потом с меня стали требовать еще 1/2. Это притом, что дом и доброго слова не стоит, так как несколько лет не видел ремонта.
Четыре года я бегаю по судам. В итоге отец сейчас требует 5/8 части дома, то есть три с лишним миллиона тенге. Ума не приложу, где взять такие деньги?»

Из решения суда:
Коржиков обратился в суд с иском на Пунцову, указав, что является собственником 5/8 доли жилого дома в Уральске. По его версии, проживать в одном доме вместе с дочерью он не может. Она создает ему невыносимые условия, при которых единственным выходом остается выделение его доли, которая составляет 3 млн 48000 тенге.
Ответчик Пунцова на суде пояснила, что всю сумму выплатить отцу не сможет, поэтому согласна выплачивать по 50% от своей ежемесячной пенсии.
Выслушав всех и изучив материалы дела, суд пришел к следующему выводу:
Сторонами не оспаривается, что Коржикову принадлежит 5/8, а Пунцовой - 3/8 доли в домовладении, поэтому, согласно ст. 218 Гражданского кодекса, при недостижении согласия в этих вопросах, участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. С получением компенсации собственник утрачивает право на долю в общем имуществе.

Из дневника Полины Пунцовой:

«Каждый день проходит в страхе. Я засыпаю и мысленно представляю, как дом продают с аукциона, а мы с внуками стоит с узлами на холоде. Дети жмутся ко мне, а на пороге появляется отец и показывает на ворота…
Если дом продадут, на деньги, положенные мне, я не смогу купить даже комнату в общежитии…»

Райса Байдалиева,
психолог:

- Такая ситуация - не редкость в наше время. И это связано не столько с утратой каких-то нравственных принципов. Скорее всего, это проблема выживаемости. Когда человек понимает, что он может остаться без крыши, это заставляет его быть более практичным. Но и нельзя, конечно, сбрасывать со счетов, что очень часто отношения между родственниками скорее формальны, нежели по-настоящему теплые. Почему это происходит? Идет переоценка ценностей. Человек становится индивидуалистом, поэтому он больше полагается на себя, чем на какие-то моральные установки. И я не говорю, что эти установки плохие или хорошие, потому что случаи могут быть разные. Мне известны ситуации, когда кто-то из родственников пренебрегал интересами своей семьи для того, чтобы сохранить хорошие отношения с братьями и сестрами. При этом материально страдала его семья.
Эту проблему взаимоотношений, которая всегда была достаточно сложной, трудно оценивать с точки зрения нравственности. Другое дело, что еще десяток лет назад существовали определенные установки отношения общества по поводу того, чего нельзя делать. Сейчас эти отношения становятся размытыми.
Я бы не стала однозначно осуждать этих людей. У каждого своя правда. Их вопрос и социальный, и правовой. Исследования свидетельствуют, что чаще переоценке подвергаются те отношения в семье, которые в основе своей были некрепкими. Именно поэтому дети сдают своих родителей в дома престарелых, а родители легко оставляют детей на попечение других. Когда нет личной ответственности перед близкими такое – не редкость.

 

 

 

 

 

 


 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Design by Kumargazhin Almat