Nomer 9 (255) 28 февраля 2008 года

   ВРАЧЕБНАЯ ОШИБКА

Многие казахстанцы хотя бы раз в жизни сталкивались с проблемами неправильно поставленного диагноза, недобросовестного лечения, зачастую и с грубостью медицинских работников. А сколько ходит баек о том, что во время операции врачи забыли в теле пациента кусок марли или хирургический инструмент! Вот и «Надежда» неоднократно возвращалась к теме равнодушия отдельных медиков, и не беспочвенно. Ведь цена этому – человеческая жизнь. Есть ли наказание для безграмотных эскулапов?
В последние годы в Казахстане отмечается рост рождаемости и снижение общей смертности, но продолжительность жизни по-прежнему намного ниже, чем в развитых странах. Это говорит о наличии серьезных проблем и в области здравоохранения. Подтверждением стали факты проверок медицинских учреждений Приуралья Западно-Казахстанским управлением Комитета по контролю в сфере оказания медицинских услуг министерства здравоохранения. Качество, конечно, контролируется, но штат этого проверяющего управления невелик, всего 17 человек, из которых лишь семь имеют квалификацию врача-эксперта. Чтобы проверить работу, например, районной больницы, специалистам понадобится как минимум неделя. Несложно прикинуть, что остальные 70 госмедучреждений ЗКО в это время останутся без контроля надзирающего органа. А горожанам, обратившимся с жалобой на того или иного доктора, придется подождать.
В июле 2006 года в Кодекс об административных правонарушениях были внесены три статьи, предусматривающие наказание для нерадивых медработников. По словам начальника вышеупомянутого управления Наурызбека Казыбаева, в прошлом году впервые за вопиющие многократные нарушения были оштрафованы руководители ряда городских и районных поликлиник и стационаров на общую сумму в полтора миллиона тенге. Среди «отличившихся» городские поликлиники №№ 2, 3, 4, СВА №№ 14, 19, 21, 16, Бурлинская райполиклиника и райбольница, ТОО «Медицинский центр», государственные казенные коммунальные предприятия областная детская больница и областная детская больница № 2.
- Сколько можно ограничиваться выговорами и предписаниями? Иные медучреждения перестали воспринимать их всерьез, - возмущается Наурызбек Тугаевич. – Может, штрафы будут более убедительным средством для налаживания работы? На внутренних совещаниях руководителей учреждений здравоохранения мы негласно договорились, что изъятые средства будут перечисляться тем медучреждениям, в которых отсутствуют нарушения и перевыполняется план приема больных. Это будет дополнительным стимулом для добросовестной работы.
Если судить по данному заявлению, плохи дела в нашем здравоохранении, коль за нормальную работу медикам нужно еще и приплачивать.
Управление осуществляет контроль за качеством медицинских услуг в медицинских организациях, независимо от их формы собственности и ведомственной принадлежности.
- Но, как правило, плановые проверки частных клиник мы не проводим, - говорит Наурызбек Казыбаев. - Они осуществляются в государственных медицинских учреждениях. Охватить проверкой все медучреждения области физически невозможно даже за год, поэтому проверки происходят планово. Лечебные учреждения извещаются заранее и проверяются раз в два-три года. Остается только догадываться о том, что творится там в остальное время. Хотя, если нервы крепки, можно понаблюдать и воочию. Достаточно лишь подхватить простуду и попытаться пробиться на прием к участковому терапевту в поликлинику. В душе каждого из нас от подобных визитов остается немало негатива…
В связи с этим приходит на память разговор с подругой после ее посещения горполиклиники № 4. Получив травму ноги, она попала на прием не к травматологу и не к хирургу, а к… урологу, который посоветовал ей на многочисленные гематомы, образовавшиеся на поврежденной ноге, накладывать компрессы.
А наша читательница К., по понятным причинам просившая не называть ее фамилию, стала свидетельницей того, как участковый врач, придя по вызову на дом, поставил ее дочери диагноз «острая пневмония», даже не осмотрев горло и не померив температуру. На следующий же день пришлось бегать два часа кряду по кабинетам 2-й поликлиники только для того, чтобы прослушать легкие ребенка – доктор потерял фонендоскоп. К счастью, третий врач не подтвердил первоначальный диагноз. По мнению К., складывается картина полного хаоса, царящего в здравоохранении. Кому после этого доверять своих деток? Хорошо, что хоть первый эскулап не успел назначить лечение.
Не все факты нарушения медработников доходят до сведения сотрудников Комитета по контролю в сфере оказания медицинских услуг. Кому-то просто не хватает времени и сил добиваться истины в коридорах власти.
- Чаще в Комитет поступают жалобы от родственников людей, которых уже не вернуть, - рассказывает Наурызбек Казыбаев. – За 2007 год было лишь 28 обращений граждан на грубейшие нарушения в работе медиков, а ведь их могло быть гораздо больше. На днях поступило заявление из поселка Дарьинского. Дети возмущены потерей отца, причиной смерти которого, по их мнению, стал изначально неправильно поставленный диагноз. Местные доктора утверждали, что у больного инсульт, и лечили соответственно. Российские же специалисты в приграничной Самаре вынесли этому больному совершенно другой вердикт – рак головного мозга. Проверка по жалобе только назначена. Подтвердятся ли факты – вопрос недалекого будущего.
И такие случаи - сплошь и рядом. Вот еще пример. В этом году министерство здравоохранения переадресовало одну из жалоб на работу судмедэкспертов в Западно-Казахстанское управление Комитета по контролю в сфере оказания медицинских услуг. В прошлом году был осужден водитель, якобы сбивший насмерть человека. Попавший в беду мужчина утверждает, что переехал мертвое тело, лежавшее на неосвещенной трассе.
- Судя по всему, - комментирует Наурызбек Казыбаев, - судмедэксперт отнесся халатно к экспертизе и неправильно установил причину смерти. Назначена комиссия, которая и выяснит истинную картину.
Но бывает, что спорные ситуации решаются мирным путем. Это относится к жалобам на стоматологическую помощь, осуществляемую частными клиниками и кабинетами. По словам Наурызбека Казыбаева, если вина дантистов подтверждается, они возмещают клиенту материальный ущерб либо продолжают лечение больного. Если бы такие нарушения доходили до суда, а там справедливо рассматривались, то многие из стоматологов давно бы лишились лицензий на врачебную деятельность. Глядишь, в результате качество медицинских услуг и повысится. Но об этом только приходится вздыхать.
С просьбами о проведения медэкспертиз в управление Комитета по контролю в сфере оказания медицинских услуг обращаются и правоохранительные органы. В начале февраля поступило уголовное дело в отношении врачей 2-го роддома города Уральска. В 2005 году умерла новорожденная девочка весом в четыре с лишним килограмма, а молодая мама на всю жизнь осталась инвалидом. Возможно, женщине необходимо было сделать кесарево сечение. Допустили ли врачи ошибку, предстоит выяснять экспертам. Хотя установление истины не изменит создавшегося положения. Женщина помимо всего никогда не сможет иметь детей. Что чувствует она сейчас? Кто позаботится о ней в старости?
За прошлый год из 28 обращений граждан на некачественное лечение, обследование и диагностику подтвердилось 18. Выявлен случай необоснованной выдачи листа нетрудоспособности. Иностранная компания «Аджип» заподозрила у одной из своих работниц, «липовый», на их взгляд, больничный лист. При проверке выяснилось, что бюллетень, выданный поликлиникой № 3, был подделан. Факт так и остался безнаказанным, поскольку наказать медицинское учреждение или работающего в нем человека возможно лишь в случае, если свершенное действие повлекло или могло повлечь за собой легкий вред здоровью. Нарушения правил выдачи больничных листов были замечены также в поликлинике АО «Талап».
- Поступают нередко жалобы и на грубость врачей, медперсонала, несмотря на то, что этот вид нарушения довольно нелегко доказать, - продолжает Наурызбек Тугаевич. - Все же в четырех случаях нам это удалось. Но нарушение этики поведения медперсонала встречается гораздо чаще, в нашей практике это каждый пятый случай. Есть и более вопиющие нарушения. СпецЛПУ и Центр реабилитации наркозависимых до последнего времени не имели лицензии на хранение наркотиков. После нашего вмешательства оштрафовали обоих главврачей, которые в течение недели привели документы в надлежащий порядок. Почему бы об этом не позаботиться заблаговременно? Налицо халатность.
Доступность и качество оказываемой населению медицинской помощи складывается из многих факторов. Это финансирование здравоохранения, оснащенность медицинских организаций, обеспеченность кадрами, квалификация медицинских работников и их отношение к своим обязанностям, развитие управленческих и лечебно-диагностических технологий. Очевидно, что отечественному здравоохранению предстоит еще огромная работа над своими ошибками.
Если вы, уважаемые читатели «Надежды», столкнулись с непрофессиональным подходом к вашему здоровью, свою жалобу вы можете направить в Западно-Казахстанское управление Комитета по контролю в сфере оказания медицинских услуг по телефону: 50-33-78.

Ирина КРИУЛИНА

Design by Kumargazhin Almat