Nomer 22 (319) 28 мая 2009 года

  МОЛОКО ПОЛНО. ПЕРЕРАБАТЫВАТЬ НЕКОМУ

 

Местные переработчики молока заявили, что закупочные цены будут снижаться. Молока в области - переизбыток. К этой новости можно еще добавить две давно созревшие проблемы – его производство и переработка.
В вопросах, как в кризис решить эти проблемы и почему при переизбытке молока мы покупаем импортные продукты, попытался разобраться наш корреспондент.

Первым делом мы заглянули на уральские рынки. Сразу скажем, молочники, торгующие там, пребывают не в самом лучшем настроении. Стоимость литра домашнего молока сейчас 80 тенге. Зимой же торговали по 150.
- Да еще никто и не берет, - жалуется пенсионерка тетя Нина. – А в прошлом году частники рядами стояли и уже через два часа все расторговывали. Теперь до вечера сидим. Даже на Пасху большого спроса не было.
В уральских магазинах, принадлежащих крестьянским хозяйствам, которые занимаются переработкой молочных продуктов, цены тоже не высокие. Литр молока 2,5% и 3,5 % жирности стоит от 90 до 120 тенге.
- Цены стабильные, - говорит продавец магазина КХ «Каркула». - Мы их не меняли с прошлого года.
Если пройтись по магазинам города, без труда можно понять, что основные молочные реки в Приуралье сегодня текут из России, Белоруссии и Украины. Практически все магазины завалены пакетированным молоком марки «Домик в деревне», «Простоквашино» и т.д. по цене от 220 до 260 тенге за литр. С ними конкурирует, пожалуй, только алматинский «Айналайын». Соотношение импортного молока и местного в процентах составляет примерно 80 к 20.
Больший спрос на «магазинное» молоко частники-молочники объясняют тем, что хотя импортное заводское молоко содержит консерванты, но хранится дольше и не киснет. Другое дело, не все знают, что чаще всего оно готовится из обычного порошка, а консерванты, по заявлениям врачей, вредны для здоровья.
Уральские производители тоже предпочитают использовать сухое молоко. Все дело в экономии. Как объяснил технолог одного из местных заводов по переработке молока, ездить по районам и тратиться на транспортные расходы, скупая у сельчан свежее молоко, а затем еще и обрабатывать его, гораздо дороже, чем применять технологию с использованием сухой смеси.
Впрочем, жители сел Западно-Казахстанской области, занимающиеся продажей молока, сегодня нет-нет да отказываются сдавать его закупщикам. Потому что закупочные цены упали до невероятно смешного уровня. Как рассказывают сами сельчане, в селах скупщики бывает, предлагают за литр… 20 тенге. Ездят и молоковозы, они берут подороже. А те крестьяне, которые держат по пять и более коров, сдают свою продукцию переработчикам в городе – по 40 тенге за литр.
Причину низких цен на молоко мы попытались выяснить, опросив и фермеров, и производителей молочной продукции. Оказалось, что действительно молока в области так много, что его не переработать всем местным перерабатывающим заводам. А их в области пять – «Акас», «Каркула», «Жастык», «Береке» и аксайский завод.
Скупают молоко в основном у тех, кто держит свое небольшое подворье. Да и при этом не охваченными остаются семь из 12 районов области. Если открыть новые производства и собирать со всех районов тонн по пять в день, то на местный рынок можно запросто выбрасывать по 20-25 тонн натурального молока в день, говорят предприниматели. И не нужно будет никакого импортного молока.
- Производство есть, но государство выбрало путь финансирования только крупных фермеров, где поголовье скота составляет не менее 500 голов, - говорит Сергей Имашев, директор уральского агрокомплекса «Жастык», в который входит и молокоперерабатывающий завод. - Для них предусмотрены субсидии и дотации на молоко и комбикорма. А мелких производителей - крестьян, которые и поставляют на рынок переработки основную часть молока, никто не поддерживает. Банкам тоже выгодно финансировать только крупные фермы.
Сергей Имашев предлагает свой выход. Строить в районах небольшие фермы, дотировать и субсидировать их так же, как и крупные фермы, и скупать у населения молоко, чтобы снять социальную напряженность. Если купим, говорит предприниматель, и плюс еще дадим дотацию на комбикорм, тогда отечественное молоко будет дешевле. И объясняет: если крупные фермы будут выдавать, например, по 20 тонн молока в день, тогда все сельчане, которые сейчас живут за счет его продажи, должны будут пустить скотину под нож. То есть, к примеру, два крупных фермера будут получать прибыль, но тысячи людей, которые этим и живут, пострадают.
Пока в области действуют только две крупные фермы, на которые и делают молочные ставки местные власти - «Акас» и «Каркула». Эти КХ и молоко производят, и сами же его перерабатывают. «Каркула» примерно до 3- 4 тонн в день, а «Акас» - 1 - 1,5 тонны.
Многие предприниматели считают, что государство изначально неправильно подошло к решению вопроса производства и переработки молока. Будущее, по их мнению, не за крупными фермами, а за мелким крестьянином, который держит по 10-15 голов. Именно ему сейчас и требуется помощь государства.
- После развала Союза скот был забит, и мы его еле-еле восстановили, у населения появилось молоко. Что же, сейчас еще раз его под нож пустить? А почему летом падает цена на молоко? Так его некуда деть. Но мы же можем делать сгущенку, изготавливать сухое молоко, масло, творог и таким образом заменять импортные продукты отечественными. Нужно сделать закуп молока приоритетом, а на второе место поставить строительство небольших ферм, - говорит предприниматель.
Прогноз сейчас такой - закупочные цены будут падать и дальше. Потому что нет потребителя и прежнего объема реализации. Но можно выйти из ситуации, открыв мелкие перерабатывающих заводы, и таким образом вытеснить конкурентов. Но опять же нет денег.
- Страх, конечно,есть, - продолжает Сергей Имашев. - Берем кредиты под 18%, тогда как в Европе производителям они обходятся не более 4%. Представьте, если отнять 14%, насколько мы могли бы снизить цены! Но сегодня мы не можем даже перекредитоваться. А обещанные кризисные кредиты со ставками в 12,5 % никто из предпринимателей и в глаза не видел.
- Почему бы не последовать примеру России? - спрашивают предприниматели. - Там за регионами закрепили олигархов, чтобы деньги туда вкладывали. В Казахстане тоже есть 15 миллиардеров. Как раз на каждую область по одному.

Алла Злобина

Сергей ИМАШЕВ
Design by Kumargazhin Almat