4
Nomer 26 (480) 28 июня 2012 года

УЧЕНЫЙ, РАССКАЗЧИК, БАЛАГУР

Кафедра русского языка и литературы ЗКГУ понесла еще одну утрату. Вслед за известным краеведом и преподавателем Николаем Щербановым, скончавшимся в прошлом году, коллектив вуза проводил в последний путь его коллегу, доцента Александра ЕВСТРАТОВА, ушедшего из жизни в 65 лет. Прощание с ним состоялось во вторник, 26 июня.


Вся жизнь Александра Николаевича была тесно связана с родным пединститутом имени Пушкина. После его окончания в 1970 году Евстратов три года отработал в СОШ № 16, затем окончил аспирантуру в МГУ имени Ломоносова и вернулся в альма-матер уже в качестве преподавателя.
Кандидат филологических наук А.Н. Евстратов читал различные курсы: теория литературы, русская литература первой половины 19-го века, актуальные проблемы литературоведения и другие. Кроме того, Александр Николаевич является соавтором таких книг, как «В.И. Даль и Западный Казахстан», «В.Г. Короленко на Урале», а также ряда учебно-методических пособий. До самых последних дней жизни он был полон творческих замыслов, хотел подготовить второе издание книги своего отца Николая Евстратова.
- Лекции Александра Николаевича были яркими и эмоциональными, - подчеркивали выступившие в ходе прощальной панихиды коллеги преподавателя. – Трудно найти столь общительного, веселого и интеллигентного человека, как он. Все, кто с ним общался, всегда ощущали обаяние его личности. Его ценили не только за научную эрудицию, начитанность, но и за доброжелательность и отзывчивость. Память об Александре Николаевиче навсегда останется с нами…

ЭПОХА ИМЕНИ ПОПОВА

22 июня 2012 года на 76-м году жизни скончался заслуженный артист Казахской ССР, мастер сцены Владимир Яковлевич ПОПОВ. В театре им. А.Н. Островского он прослужил 50 лет. С его уходом осиротел весь Уральск театральный.

Владимира Яковлевича называли патриархом уральской сцены, совестью областного театра русской драмы, заступником за обиженных и, не меньше, за виноватых. Великий русский провинциальный актер, он был душой театра, хранителем его лучших традиций.
Родился в п. Чапаево. Трудовая деятельность Владимира Яковлевича началась в 16 лет. Был возчиком хлеба, потом кладовщиком, два года отслужил в рядах Советской Армии. В театр пришел, как он сам говорил, поздно – в 25 лет. Но сценой увлекался с детства, участвовал в школьной самодеятельности. Образование – двухмесячные курсы режиссеров народных самодеятельных театров и хореографические курсы в Алма-Ате, двухгодичное обучение в театральной студии при Доме народного творчества Уральска. А затем – учеба самостоятельная. Учился у старших партнеров по сцене, у молодых и смелых режиссеров, у самой жизни. Про таких говорят – самородок.
Его труд отмечен медалями «40 лет Советской Армии», «10 лет Целины», «Ветеран труда», нагрудным знаком «Кайсар» II степени, орденом «Достык» II степени. И бесконечной любовью зрителей.
Каждая его роль, а их сотни, запоминалась и была любимой. Из последних работ – Князь в «Проделках Ханумы» А. Цагарели, Управляющий в «№ 13» Р. Куни, Патриарх Варлаам в «Борисе Годунове» А. Пушкина, Мольер в «Кабале святош» М. Булгакова, Грознов в «Правда – хорошо, а счастье лучше» А. Островского. Блестяще сыграл роль водителя Леонида Ильича в фильме «Вкус хлеба», но никогда не пытался прорваться на столичную сцену: «Надо кому-то и здесь играть».
Он был предан профессии, родному театру и семье. «Я хотел служить народу…» – эти булгаковские слова Попов не раз адресовал своим зрителям. Он прослужил народу верой и правдой. И прожил светлую, яркую, красивую жизнь, – дай Бог такую прожить каждому.

КАЗАНСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

Во II Международном театрально-образовательном фестивале-форуме тюркских народов «Науруз» в Казани (РФ, Татарстан) приняли участие актеры уральского театра им. А.Н. Островского Сергей ПАЦАЛЬ и Руслан ДЖУМАХМЕТОВ.

Этот форум оценивают как беспрецедентное событие для театральной жизни тюркских стран. В этот раз он собрал более 200 участников. Помимо семинаров и мастер-классов, в рамках форума проходили спектакли, концерты и перфомансы выдающихся режиссеров, музыкантов, театральных деятелей. Например, С. Пацаль побывал на семинарах Анны СТЕПАНОВОЙ (ГИТИС, Москва), Рифката ИСРАФИЛОВА (художественный руководитель Оренбургского драмтеатра) с разбором пьесы А. Чехова «Три сестры», Нины КИРАЙ (Венгрия) «Эволюция театральных взглядов Ежи Гротовского». Много полезного почерпнул и Р. Джумахметов на практикуме по сценической речи Дмитрия КОШМИНА (Санкт-Петербург) и тренингах по актерскому мастерству Юрия АЛЬШИНА (Германия).
– Для актеров и режиссеров участие в таких форумах обязательно для творческого развития, – говорят они. – Большие впечатления оставили концерт традиционного якутского пения-тойук Степаниды БОРИСОВОЙ, пятичасовой спектакль «Идиот» по Ф. Достоевскому режиссера Эймунтаса НЯКРОШЮСА «Театра Мено Фортас» (Литва), постановка «Принцессы Турандот» китаянки Ма ДЖЭНЬХОН на сцене Камаловского театра, а также гостеприимство коллектива «Театра на Булаке», который с теплотой вспоминает наш город.

ПОТОМУ ЧТО ДЕТИ - ГЛАВНОЕ НА СВЕТЕ

В областном драмтеатре им. А.Н. Островского состоялась премьера сказки «Золотой цыпленок» по пьесе известного детского писателя и драматурга Владимира Орлова в постановке Галины Немолочновой.

Этот материал шел на сцене «Островского» лет двадцать назад с большим успехом. Решив, что тема роли отца в семье сегодня еще более актуальна, молодежь театра взялась за постановку.
Персонажей всего три: Лиса (Мирослава Шоналова) уговаривает Волка (Эльвин Агаев) украсть у деда с бабкой золотое яйцо с целью обогащения. Мол, вылупится курочка, несущая золотые яйца. На свет появляется Золотой цыпленок (Николай Романов). Лиса решает его съесть, но Цыпленок зовет Волка папой, чем покоряет сердце серого хищника. Они перевоспитывают коварную и жадную Лису. В общем, сказка о бескорыстной любви детей к родителям и о том, что «дети – главное на свете», о чем взрослые должны помнить всегда. Действие со сцены периодически перемещается в зал, а решение простить или нет Лису, должны принимать зрители.
– Работали над образами с энтузиазмом, искали моменты, где в игру должны включаться зрители, продумывая каждую деталь, – говорит Г. Немолочнова. Кстати, песенки и музыку к спектаклю Галина написала сама, аранжировку сделала Татьяна КОВАЛЕВА. Художник-постановщик – Сергей БОНДАРЧУК, хореография Ларисы СТАНИЧНОЙ.

ВОЗВРАЩЕНИЕ К КОРНЯМ

Как воспитать у молодежи чувство патриотизма и казахстанской идентификации, в ОО «Союз женщин Приуралья-Умит» знают: через возрождение и сохранение культурных ценностей всех этносов, составляющих единый народ Казахстана.

– Работая с детьми из разных социальных групп, обнаружилась тревожная закономерность: дети, растущие в благополучных семьях, меньше знакомы с традициями этносов Казахстана, чем их сверстники из малообеспеченных семей и воспитанники детских домов, – отметила председатель объединения Алия РАЙМКУЛОВА.
Союз включился в реализацию проекта «Проведение организационно-практических мероприятий по сохранению национальных традиций, языка и культуры» по госзаказу отдела внутренней политики г. Уральска, привлек детские дворовые клубы «Ак жеркен», «Оркен», «Шабыт», «Арай» и кинотеатр им. Гагарина, этно-культурные объединения.
Первое мероприятие прошло в зале областной филармонии, где зрители в игровой форме познакомились с казахскими обычаями шашу и разрезания пут, украинской традицией пасхальных яиц (писанок), традициями белорусского строительства, азербайджанского чаепития и грузинской встречи нового года меквлеоба. А еще узнали историю появления корейских драконов и почему на летний праздник вардавар в Армении обливают друг друга водой и дарят цветы. Конфеты, младенец с путами, яйца, фрукты, вода и розы были настоящими.

Анна МАРЬИНА

 

 

 


 
Design by Kumargazhin Almat