Nomer 52 (194) 28 декабря 2006 года

   КАК "ПРОСПАТЬ" 3 000 000 000?

В канун Нового года, когда подводятся итоги, этот вопрос звучит весьма актуально. Куда подевались 3 000 000 000 тенге - достаточная сумма, чтобы в течение 2006 года обеспечить зарплатой почти 11 тысяч учителей или 7 700 врачей?
Акцентируя на сессии областного маслихата внимание депутатов на доходной части бюджета, председатель постоянной комиссии по бюджету Катауолла Ашигалиев сообщил, что хотя в 2004 году был принят закон о трансфертах, предусмотренная Налоговым кодексом уплата налогов филиалами по-прежнему осуществляется по месту регистрации головных предприятий - в Алматы, Астане, Атырау и других городах. А это около трех миллиардов тенге. Тем временем согласно Бюджетному кодексу должна производиться компенсация нижестоящих бюджетов в виде целевых трансфертов. По нашей области даже есть протокольное поручение премьер-министра о возмещении потерь доходной части. Но, как оказалось, все это соответствующие местные исполнительные органы не отстаивают, и бюджет ЗКО ежегодно недополучает вышеуказанную сумму.
Депутаты сената парламента РК, в свою очередь, сильно удивились, мол, такого не может быть, так как компенсация из республиканского бюджета обязательно выделяется. Теперь остается только строить догадки - куда же делись эти колоссальные деньги?
А в остальном на последней в нынешнем году сессии областного маслихата было так же буднично, как в последние несколько лет при принятии очередного бюджета.
Объем доходов по области в следующем году возрастет примерно на 12%, если, конечно, не учитывать инфляцию, и составит 37 979 647 тыс. тенге. Общие затраты определены в сумме 37 991 781 тыс. тенге, что на 2 428 529 тыс. больше уровня 2006-го.
1 766 780 тыс. тенге - такими будут расходы на обеспечение общественного порядка и безопасности. Это практически на четверть больше, чем в 2006-м. Конечно, будет замечательно, если хотя бы на столько же улучшится качество работы правоохранительных органов. Но это – тема уже другого разговора.
На 4 635 594 тыс. тенге или на 5,2% больше чем в 2006-м, предусмотрено в 2007 году финансирование образования. Обнадеживает тот факт, что на капитальный ремонт объектов образования, многие из которых находятся не просто в аварийном, а в опасном, как отмечалось на сессии, для жизни детей и преподавателей состоянии, планируется направить 835 миллионов тенге. Это в три раза больше того, что было намечено на 2006 год.
Объем расходов на содержание учреждений здравоохранения области увеличится на 17% и составит 10 920 867 тыс. тенге. Затраты на социальное обеспечение западноказахстанцев и различную помощь планируются в сумме 1 515 846 тыс. тенге, что на 365,7 миллиона больше уровня 2006-го. На развитие жилищно-коммунального хозяйства планируется вложить 3 583 229 тыс. тенге. В том числе на строительство жилья будет направлено 1 100 000 тыс. На обеспечение питьевой водой населенных пунктов, из-за отсутствия которого многие сельчане покинули родные места, выделяется 555 714 тыс. тенге.
Затраты в сфере развития культуры, спорта, туризма и информационного пространства прогнозируются в сумме 1 629 034 тыс. тенге. В уходящем году эта сумма равнялась 1 359 255 тысячам. Объем финансирования сельского, водного, лесного хозяйства и охраны окружающей среды должен достичь 1 569 710 тыс. тенге, тогда как в 2006 году этот показатель составлял 1 106 496 тыс.
И все же, если даже позабыть о трех недополученных миллиардах тенге (хотя как их забыть), в бюджете-2007 не все так гладко, как хотелось бы. Например, в нарушение Бюджетного кодекса на плечи местного бюджета переданы дополнительные расходы. К примеру, с 1 января 2006 года была предусмотрена выплата пособий детям до 18 лет из малообеспеченных семей. При потребности 510 млн тенге из республиканского бюджета на это будет выделено только 150 млн тенге. Разница в 360 млн тенге, естественно, тяжелым бременем ложится на западно-казахстанских налогоплательщиков.
- Перечень подобных фактов можно продолжить. На это неоднократно указывалось администраторам программ, руководителям департаментов, но воз и ныне там. Ссылаясь на приказы профильных ведомств, они хотят решать все эти проблемы через областной бюджет вместо того, чтобы своевременно отстаивать, требовать и не давать покоя своим министерствам, а также депутатам парламента. Одним словом, проспали положенные сроки, а когда проснулись, оказалось - уже поздно! - завершил свое выступление Катауолла Ашигалиев.


Максим РАХИМ,
коллаж Георгия СЕМЕНОВА

Design by Kumargazhin Almat