Nomer 5 (302) 29 января 2009 года

   УРАЛЬСКИХ МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ ОЗАДАЧИЛИ

В то время, как правительство критикует иностранных инвесторов по поводу слишком малого казахстанского содержания, доля этого самого «содержания» в деятельности АО «НК «Казахстан темир жолы», одного из крупнейших отечественных монополистов, составляет всего 5%. Об этом на минувшей неделе во время круглого стола признался Ерхат Искалиев, президент АО «Казтемиртранс», 100-процентной «дочки» отечественного железнодорожного консорциума.
Как пояснил сам Ерхат Искалиев, АО «Казтемиртранс» дает до 70% прибыли КТЖ. Это предприятие не только обеспечивает материнскую компанию грузовым подвижным составом, но и занимается ремонтом и модернизацией грузовых вагонов, а также оказывает транспортно-экспедиторские услуги, услуги по перевозке грузов по отдельным маршрутам и предоставляет вагоны в аренду. «Казтемиртранс» имеет 12 региональных филиалов, четыре вагоноремонтных депо, один из которых в Уральске, и представительства в Москве и Урумчи (Китай).
Основной проблемой «Казтемиртранса» Ерхат Искалиев назвал то, что из 320 наименований запасных частей, необходимых для ремонта грузовых вагонов, только 39 производятся в Казахстане. Остальной объем запчастей приходится закупать в России и на Украине. Нередко поставки из-за рубежа срываются. Да и стоимость импортных деталей непомерно высока. А потому основной темой круглого стола, который состоялся в департаменте предпринимательства и промышленности ЗКО, стало изучение возможностей по привлечению уральских машиностроительных предприятий к производству деталей и механизмов для грузового подвижного состава КТЖ. В заседании приняли участие руководители и ведущие специалисты АО «Уральский завод «Зенит», АО «Западно-Казахстанская машиностроительная компания», НИИ «Гидроприбор», ТОО «СПП «Металлоизделия», ТОО «КазАрмаПром», ТОО «Уральский механический завод», АО «Уральскагрореммаш», АО «Уральский завод металлоконструкций и цинкования», АО «Приборостроительный завод «Омега» и ПК «Уральский литейно-механический завод».
В условиях мирового финансово-экономического кризиса инициатива «Казтемиртранса» более чем заманчива. Тем более, что отдельные уральские промышленные предприятия сегодня практически остались без заказов. Между тем некоторые местные компании уже имеют опыт сотрудничества с казахстанскими железными дорогами, однако у многих от этого партнерства остался неприятный осадок. К примеру, директор Уральского литейно-механического завода Алтай Муканбеткалиев отметил, что его предприятие производило для вагоноремонтных предприятий боковые рамы и тележки, однако сроки оплаты поставленной продукции порой затягивались до 60 дней. Эту же причину, скажем так, не совсем охотного желания работать с КТЖ назвал и генеральный директор АО «Зенит» Вячеслав Валиев.
Однако Ерхат Искалиев поспешил успокоить собравшихся:
- Могу вас твердо заверить, что «Казахстан темир жолы» кардинально меняет стиль работы в сторону эффективности, прозрачности и более ускоренного выполнения своих обязательств перед поставщиками. При возникновении каких-либо проволочек прошу обращаться ко мне напрямую. Не скрою, что задачу по привлечению казахстанских промышленных компаний к заказам КТЖ перед нами недавно поставил президент страны Нурсултан Назарбаев, хотя задуматься над этим вопросом нужно было гораздо раньше. Ведь износ наших грузовых вагонов в зависимости от типа составляет от 70 до 86%. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Я знаю, что потенциал у западно-казахстанских заводов очень хороший, а потому уверен, что мы обязательно найдем точки соприкосновения.
Теперь специалисты АО «Казтемиртранс» занимаются изучением состояния станочного парка уральских предприятий, конструкторских бюро, финансового положения и даже тщательно изучают резюме главных инженеров и ведущих специалистов. Только после этого можно будет говорить о конкретике.
В то же время Ерхат Искалиев подчеркнул, что с потенциальными производителями будет заключаться контракт, как минимум, на пять лет.
- Это чтобы заказчики завтра не заявили, что им уже не нужна та или иная деталь, - отметил Ерхат Искалиев.
Этот весьма немаловажный фактор и должен стать толчком к активным действиям со стороны уральских машиностроителей. В свою очередь, АО «Казтемиртранс» готово помочь с вопросами сертификации, клеймения и испытания узлов и агрегатов, а также оказать содействие с документацией и чертежами.

Булат МАУЛЕНБЕРЛИЕВ

Design by Kumargazhin Almat