Nomer 13 (207) 27 марта 2007 года

   ВДОЛЬ УРАЛА БЕРЕГОВ

Прочитав книгу (отнюдь не поэтическую), невольно настраиваешься на лирический лад, навеяный ею. Так часто бывает в жизни: увидишь что-то и некстати запоешь, или, наоборот, к слову о чем-то сугубо прозаическом вдруг начинаешь читать стихи.
Так получилось и в этот раз. Вот они – неоглядные степи Приуралья. Есть где развернуться силушке недюжинной и пораскинуть умом-разумом. Круговой горизонт сливается с небом, образуя безбрежный океан. Летом здесь и солнце, кажется, не заходит – только опустится за багровый увал на западе, едва успеешь смежить глаза, а оно уже в малиновой зорьке под взбадривающий перепев пастухов багровым шаром выкатывается с востока, поднимая людей на новый день, полный забот.
Выйдешь в степь, и тебя из поднебесья льющимися рассыпчатыми бубенчиками приветствуют певцы просторов неба и земли – звончатые жаворонки.
В суровые снежные зимы – в завывании ветров и бесновании метелей, когда не видно ни зги, ни пройти ни проехать в степи, будто в снежном котле, бурлит жизнь. Как в огне закаляется сталь, так в суровой степи крепится мужество и стойкость человека.
По обеим сторонам былинного Урала словно размашистые крылья его – степи Приуралья. И здесь, в бескрайной дали, в затерявшейся станице Глиненской, опаленной знойными ветрами юга, студеными – севера, овеянной былями и легендами веков, родился Алексей Васильевич Черекаев, будущий выдающийся практик и ученый, которому сегодня исполняется 75 лет.
Лучше не придумать названия статье, навеянной его книгой, так и названной – «Вдоль Урала берегов».
Беря в руки книгу, какой бы она ни была - художественным произведением, мемуарами, научной работой, - автора чувствуешь физически. И это естественно. Как в голосе говорящего, так и в тексте пишущего – его интонация и стиль, разум с определенными знаниями и опытом, желание что-то, по его мнению, важное поведать слушателю или читателю.
Открываю обложку – будто пожимаю руку автору. Что ж, как прежде, какое-то время поговорим. Вернее, он будет мне что-то говорить, а я буду слушать, соглашаться или не соглашаться, возможно, даже спорить.
Глава первая «Мое Приуралье»: «Не умаляя красоты и величия (других рек – Н. Ч.), я утверждаю, что такой одновременно величественной, красивой, богатой, строгой и уютной реки, как Урал, в мире больше нет… Однако река Урал – это только часть Приуралья. Урал-реку окружают богатые степи с красивыми реками и озерами, рукотворными морями, сотней поселений, в которых живут необычно интересные и красивые люди, происходят выдающиеся события».
Прочитал всю книгу с неизменным интересом, даже практические советы специалиста-ученого, хотя далек от сельскохозяйственного производства.
Не стану рассказывать о содержании книги. При желании каждый может ее прочитать, она продается в магазине «Оптима». Это не рецензия, а просто мысли, навеянные книгой. Представления автора и его книги.
Автор – наш земляк, эрудит, интересный, остроумный, добродушно-улыбчивый собеседник. Личное его обаяние идет от простоты общения. Он лишен какой-либо позы, высокомерия. Широта его натуры – от тех безбрежных степей, где он родился, потом работал, впитывая в себя мягкость и лиричность степных просторов, вековую мудрость их обитателей. Судя по книге, неисчерпаема его любовь к нашему краю и людям.
«Вдоль Урала берегов» - один из мемуарных документов прошлой эпохи. Но это не столько мемуары – погружение в прошлое, сколько размышления. И тем она интересна. В ней нет ничего подспудного из государственных секретов, но в воспоминаниях человека своего времени просматривается подоплека того строя, помогающая понять описываемое автором время. Для одних оно в приятных воспоминаниях о грандиозных стройках, подъеме целины… для других – в командно-партийно-колхозном кошмаре с пустыми трудоднями и пустыми прилавками магазинов, далекими лагерями – черной страницей в истории страны. Правда, и сегодня еще далеко не в глянцевом издании наша жизнь, но с сокровенной надеждой (никогда не гаснущей у нас, как звезда на небосклоне, даже скрытая грозовыми тучами), что наконец-то не по команде кичливых вождей пойдем в ногу со всем человечеством.
Без мечты и новых идей, замечает автор, ничего нельзя делать. И они его вели по жизни, не забывая о нравственности, о которой он размышляет.
Когда человеку есть что поведать поучительного, мы с удовольствием, не прерывая, иногда лишь что-то переспрашивая, готовы слушать его часами.
Черекаев удивительный рассказчик. И это мастерство рассказа в его книге. А ему есть о чем рассказать. Человек с большим жизненным опытом, знаниями практика и ученого, увлеченно вводит нас в мир своей производственной работы, знакомит с интересными людьми – руководителями и рядовыми рабочими. Читатель узнает о стиле работы и распорядке дня директора совхоза «Анкатинский», которым он руководил и вывел в передовые, об искусстве руководителя, о приеме делегаций и гостей, приехавших в совхоз для передачи опыта, о том, как он «выбивал» то или иное оборудование, строительные материалы и прочее для повышения производительности труда и благоустройства совхоза. Здесь проявился его талант руководителя и ученого. Здесь он стал Героем Социалистического труда.
«Отличительная особенность исследования А. В. Черекаева, - отмечает академик Л. К. Эрнест, - их востребованность практикой. Большинство полученных им научных результатов были внедрены в производство и дали высокий зоотехнический и экономический эффект».
Он – автор двух заводских линий и типа казахской белоголовой породы крупного рогатого скота. Имеет авторские свидетельства на изобретения. Им опубликовано около двухсот работ, в том числе семь монографий. Некоторые из них переведены в других странах. Как крупный ученый и производственник он пользуется международным признанием – избирался членом бюро Европейской ассоциации по животноводству, член иностранной академии наук.
Алексей Васильевич – доктор сельскохозяйственных наук, профессор, академик, заслуженный деятель науки Российской Федерации. Он и до сих пор плодотворно трудится – профессор московской ветеринарной академии. Имеет научную школу. Им подготовлено более двадцати кандидатов и шесть докторов наук.
Словом, Черекаев – выдающаяся личность. И не следует бояться громко говорить правду о человеке при его жизни, не дожидаясь того времени, когда он их не услышит, обрастая восклицательными знаками, будто гвоздями, вбитыми в крышку гроба.
Прочитайте книгу «Вдоль Урала берегов» - не пожалеете. Она не только экскурс в производственное прошлое, но и о вечном. Только влюбленный человек с поэтическим воображением с таким восторгом и восхищением может рассказать о наших необозримых просторах, о людях, населяющих их, о животных, обитающих здесь и разводимых человеком.
Пройдемся вдоль Урала берегов. Каждый увидит что-то ему открывающееся, а вместе мы видим Родину с ее прошлым и настоящим. Да, прошлое не уходит навсегда. Оно продолжается в нас… Бывает полезно с мудрым человеком окунуться в него, как в очищающий источник, и увидеть в себе до того лишь угадывающееся что-то или изредка проявляющееся, и осуществить нечто задуманное, исходящее из прошлого.


Николай ЧЕСНОКОВ

Design by Kumargazhin Almat