Nomer 17 (367) 29 апреля 2010 года

   Булат АЮХАНОВ: "БАЛЕТ СПАСЕТ КРАСОТУ!"

Это был праздник классического танца. Такого изысканного искусства уральские зрители не видели давно. Возможно, поэтому публика встречала гостей довольно сдержанно. Хотя зрительный зал был заполнен до предела, но аплодисменты почему-то были весьма жидкими. Булат Аюханов не выдержал, вышел на сцену и сказал, что от уральцев веет холодом.

Государственный академический театр танца РК под руководством народного артиста Казахстана Булата Аюханова подарил нам, уральцам, яркий вечер большого балета. Артисты привезли новую программу, до этого апробированную в Алматы.
В минувшую субботу в ДК Молодежи они танцевали сцены из «Лебединого озера», «Ромео и Джульетты», «Евгения Онегина» и другой классики. К 65-летию Победы мэтр поставил балет на музыку симфонии Дмитрия Шостаковича «Ленинградцы, дети мои, ленинградцы, гордость моя!».

Мы встретились с Булатом Газизовичем до начала концерта и присели на лавочке в парке Дома культуры. Он оказался очень приветливым собеседником и произвел впечатление простого, доброго и влюбленного в свою профессию человека, знающего все секреты и тонкости балета, которому посвятил всю свою жизнь.

ОБ ИСКУССТВЕ

- Мой коллектив, можно сказать, «живет» на классике. И это очень важно, ведь именно классическая музыка и балет очищают от негатива, который сейчас царит повсеместно. Мы живем в век короткой мысли, когда люди разучились нормально общаться друг с другом. Молодежь не читает книги, а отсюда бездушность и формальность. Людям требуются большие порции «вливания» красоты, чем наш коллектив, собственно, и занимается. Артисты балета – это и есть та здоровая сила, которая существует, чтобы доказывать, что белое – это белое, а красивое – это красивое. Наша задача – просвещать, внушать оптимизм и радость. «Балетная» профессия настолько заряжает, что облагораживает само существование.

О СВОЕМ КОЛЛЕКТИВЕ

- Я воспитываю уже шестое поколение артистов и купаюсь в этой молодости. Конечно, у молодых танцоров другие запросы, другие критерии. Но, тем не менее, искусство не меняет своего лица. Поэтому я обычно говорю своим ребятам, чтобы все свои капризы они оставляли на улице. Или они выбирают искусство, или пусть сидят дома. Сейчас мы заканчиваем 43-й сезон и считаем, что «сидим» на своем хорошем коне. Мы гастролируем по всему миру. В прошлом году гастролировали в Санкт-Петербурге. До этого ездили в Швейцарию. Четыре раза были в Лондоне. В этом году едем на международный форум в Турцию. Без ложной скромности скажу, что у нас очень здоровый коллектив, где нет места интригам и зависти. Я каждому говорю: «Выйди и докажи, что ты лучше кого-то!». У всех есть возможность реализовать себя. Среди моих артистов пять «Джульетт» и четыре «Ромео». Так что танцуй на здоровье, только не хуже другого!

О СЕБЕ

- Сидячий образ жизни для себя не представляю, потому что совершенно не домашний человек. Мои нервные клетки восстанавливаются в процессе гастролей, когда я встречаюсь с новыми людьми, приобретаю новые впечатления. А профессия держит меня в постоянной форме. Везде, куда бы мы ни приехали, нужно быть как на передовой. А вообще балет – это когда все болит. И к этому я привык с раннего детства. Мои родители были партийными людьми, которые считали, что их дети обязательно должны быть чем-то заняты. Сестра и брат еще до Великой Отечественной войны занимались балетом в семипалатинском Доме пионеров. Так что меня тоже начали рано «гнуть» в этом направлении. Хотя я мечтал стать пианистом, но бедность не позволила… Когда я поступал в хореографическое училище в Алма-Ате, родителей отговаривали, мол, что вы делаете, у ребенка не будет детства, все звездами все равно не статут. Затем совершенствовался в Академическом Ленинградском хореографическом училище и обучался на балетмейстерском отделении Московского государственного института театрального искусства имени Луначарского на курсе профессора, народного артиста СССР Р. Захарова. Кстати, недавно я написал третью книгу, которая называется «Витражи балета», в которой и рассказал о том, как стал известным, и кто мои друзья. Если бы не балет, не знаю, как бы я жил в современном обществе. Это раньше я стеснялся своей профессии, потому что многие считали, что балет – не мужское занятие. И только потом понял, что балет является высочайшей наукой. Это своего рода интеллектуальное поле, где можно, не пряча своих чувств, показать, что ты умный, эмоциональный и одухотворенный. В балете мне комфортно, нет такого ощущения, что я чем-то недоволен. Я знаю, что нахожусь на своем месте и в нужное время. Я умею делать балет и могу этому научить других. И для счастья мне не надо много денег. Когда их слишком много, не знаешь, куда их деть. Ведь если у человека нет мозгов, ничего из него в жизни не получится, и даже деньги его не спасут.

О ПРОБЛЕМАХ

- Сейчас все вокруг какое-то усредненное. К работе предъявляются не высокие требования. Многие говорят на языке денег, что порождает невоспитанность и хамство. Кажется, что человечество себя изничтожает. Мир ожесточился. Я телевизор даже не могу смотреть, потому что начинаю сильно нервничать. Спасает балет. Я помню, что мне было семь лет, когда я начинал осваивать балет, и что сейчас мне уже 70. А что было в моей жизни за этот «короткий» промежуток времени? Вот на Западе балетом занимаются люди из обеспеченных семей, потому что там это очень дорогое удовольствие. Но там и оплата гораздо выше. У них контрактная система, строгий отбор и нет никаких лазеек для лентяев. Но проблема с кадрами - это не так сложно, как отсутствие комнаты в общежитии для нашего начинающего артиста, получающего по 45-50 тысяч тенге в месяц. Я с властями на эту тему уже наговорился, доходило чуть ли не до рукопашной. После этого у меня аллергия на чиновников и физиологическая несовместимость. Меня часто спрашивают, зачем вы все время жалуетесь президенту? А я отвечаю: «Чтобы вы хорошо работали». Разве можно приравнивать общий пенсионный возраст к пенсионному возрасту артистов балета? А это сделали без зазрения совести. Сейчас для женщин он составляет 58 лет, а для мужчин 63 года. А ведь балет - это постоянная перегрузка, как физическая, так и эмоциональная. Среди нас 20 человек умерло, не дожив и до 40 лет…

О ДЕТЯХ И МОЛОДЕЖИ

- Нас в свое время воспитывали дома, а в школе давали образование. Сейчас в школу отдадут ребенка, мол, берите, учителя, учите и воспитывайте. Домашнее воспитание сводится к компьютеру. В результате дети не приучены говорить «здравствуйте», «до свидания», «спасибо» и «пожалуйста». Думаю, нет плохих детей, есть плохие родители. Я своим детям и внукам не мешаю. Мои сын и дочь могли стать музыкантами, но бросили это занятие. Сын - юрист, а дочь - криминалист. Считаю, что семья – дело добровольное. Пусть развиваются, как считают нужным. Никогда не имел привычки давить на детей, внушая свои интересы.

О ПОРЯДОЧНОСТИ И КРАСОТЕ

- Балетное искусство не преследует большого заработка. Для нас важнее другое. Мы должны не просто обслуживать зрителей, но и оставить после себя светлое впечатление, то есть не наследить в душе. Поэтому балетный артист в первую очередь должен быть порядочным. Считаю, что именно это качество диктует нам режим и распорядок дня. Как говорится, порядок должен быть во всем. Насколько человек любит свою профессию, настолько он делает успехи. Бывает, что у балерины от природы средние данные, средние возможности, но она делает чудеса. И великая балерина Уланова тому пример. А бывает, что и ноги, и руки, и шея красивые, а в голове один «песок». Из этого артиста ничего не получится. У танца должны быть душа и сердце. Ведь наша профессия чистит каналы, избавляет от негатива. Достоевский сказал, что мир спасет красота. А я говорю, что красоту спасет балет.

Галина КАРЕНСКИХ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
Design by Kumargazhin Almat