9
Nomer 39 (441) 29 сентября 2011 года

 Борис ЧЕБАКОВ: "ПО ДРУГОМУ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ!"

В предстоящее воскресенье учительское сообщество отметит свой профессиональный праздник. На разговор о проблемах современной школы охотно согласился Борис Сидорович Чебаков - авторитетный педагог, посвятивший просвещению почти полвека.

- Борис Сидорович, даже не верится, что собираетесь на заслуженный отдых. Как ощущаете себя в новой роли?
- Конечно, силы у меня еще есть, чувствую, что мог бы и поработать… Но к своему пенсионерскому статусу отношусь вполне нормально, хотя многое из задуманного не было завершено.

- Вы как-то сказали, что школа должна стать для учеников вторым домом, где всегда чисто, уютно, тепло и комфортно...
- Именно так и должно быть! Я бы еще добавил, что детей на крыльце всегда должны встречать учителя, на лицах которых светится добрая улыбка. Говорят, театр начинается с раздевалки, а школа – с порога. Я не хочу хвастаться, насколько чисто в СОШ № 7, где 17 лет проработал директором, но 90 процентов родителей, особенно новичков, всегда отмечают это.

- Современная школа сегодня другая, значит, и руководить надо по-другому, или принципы остаются те же?
- Думаю, организация учебного процесса останется неизменной на все времена, а вот формы обучения, безусловно, будут меняться. Новые требования и задачи требуют иных подходов. Скорее всего уже к 2015 году мы получим совершенно другую школу, где вместо привычных учебников школяры будут заниматься по электронным.

- Как считаете, это хорошо?
- Это веление времени, и в нем нет ничего плохого. Правда, население не готово к подобным инновациям. Ведь не у каждого ученика дома компьютер. К тому же совсем отказываться от привычного учебника, на мой взгляд, тоже не стоит. Ребенок должен видеть перед собой книгу, которую всегда можно полистать и, главное, почитать.

- Но ведь качество нынешних учебников тоже оставляет желать много лучшего…
- Недоработок и ошибок в учебниках много. Странно, но это факт, что хотя над проблемой работают комиссии при академиях и министерстве, больших подвижек не видно. На мой взгляд, причиной тому является несогласованность с учителями-практиками, которые имеют большой стаж работы и от А до Я знают методику преподавания своего предмета. Неоднократно сталкивался с тем, что разные авторы, к примеру, учебников по истории Казахстана, по-своему трактуют различные события, факты, и оценки настолько разнятся, что учитель, не говоря уже об учениках, теряется в потоке такой противоречивой информации.

- Сейчас часто можно услышать, мол, растет поколение безграмотных детей. А как к этому относитесь Вы?
- Я не согласен с этим. Конечно, в условиях рыночной экономики выросло новое поколение, духовно-нравственное воспитание которых отличается от тех детей, которые учились в школе, например, 20 с лишним лет назад. Но современные дети во многих вопросах разбираются очень хорошо и могут смело высказать свою точку зрения. Это раскованные парни и девушки, умеющие рассуждать, что уже здорово! В советское время такой смелости не было, и за это тоже сильно критиковали. Другой вопрос – воспитание, на котором сказалась новая обстановка в обществе, особенно в 90-е годы. Всем известно, что это был тяжелый период, когда мы упустили процесс воспитания, а теперь пожинаем его плоды. Смена общественного строя не может пройти бесследно, не затронув сознание общества и особенно молодого поколения. В результате всего этого педагогам сейчас больше приходится воспитывать родителей, выросших в тех условиях, нежели нынешних учеников.

- Однако и среди педагогов, наверное, немало тех, кто относится к поколению 90-х? И это еще одна из проблем дефицита хороших кадров.
- За 47 лет работы в школе довелось видеть разных учителей… Но кто сейчас идет у нас учиться в педагогические вузы, и кто потом устраивается в школу? Если раньше лучших выпускников школы рекомендовали для поступления в педвузы, сейчас этого нет. К сожалению, профессия учителя утратила былой престиж. Нет достойной заработной платы, и, что еще хуже, нет уважения в обществе. И это большая проблема. Необходимо больше вкладывать в образование. Этот процесс идет, только очень медленно. Мы все еще топчемся в начале пути. Кроме того, нужно освободить учителей от всякого рода писанины, дать возможность больше работать с детьми. И еще. Сейчас сплошь и рядом только и делают, что ругают учителей. А ведь надо поднимать учительский авторитет! Образно говоря, учитель бьется как рыба об лед, но все время остается крайним. А где место родителей, общества и государства в целом?

- Что Вас, выпустившего не одну тысячу учеников, больше всего поразило за почти полвека работы в школе?
- Было многое - и плохое, и хорошее. Без этого в школе не обходится. И все же в памяти остались, конечно, те добрые примеры, на которых можно учиться. Я считаю, образование – дело общее. Общество не должно оставаться равнодушным в этом вопросе. Приведу простой пример, он весьма показателен и достоин большого уважения. Ответственное отношение к школе, учителям и ученикам постоянно показывают работники Группы компаний «Конденсат». И дело даже не в том, что конденсатовцы ежегодно награждают лучших учителей и лучших учащихся подшефных школ солидными денежными премиями, помогают решать вопросы ремонта или оказывают финансовую помощь при проведении различных мероприятий, хотя материальная поддержка тоже дорогого стоит. Самое главное - в этом коллективе умеют ценить труд учителя и уделяют нам, педагогам, особое внимание. Именно такой подход поможет решить не только сложные задачи обучения и воспитания, но и изменить мышление всего общества об их значимости в будущем.

- Предположим, Вам предложили начать все с чистого листа, стали бы учителем?
- Не раздумывая! Хотя в годы своего послевоенного детства я увлекался авиамоделированием и, как многие мальчишки, мечтал стать летчиком. Кстати, любимыми предметами были математика и история. Собирался поступать в авиационное училище, но не прошел по состоянию здоровья. А на работу в школу привел случай. После службы в армии поступил на механический факультет Ташкентского политехнического института. Перед началом учебы решил съездить домой в Уральск и проведать родных. Я вырос в многодетной семье. Отец погиб еще в годы Великой Отечественной войны под Сталинградом, и матери приходилось нелегко. Так вот, по приезде меня хорошо встретили, а заслуженный учитель Казахской ССР Сергей Романович Мымрин, который возглавлял СОШ № 3, где я учился, предложил поработать в этой школе мастером производственного обучения. В общем, перевелся на заочное отделение, но уже Саратовского политехнического вуза, и стал учителем. Однако, будучи уже на третьем курсе, по рекомендации директора СОШ № 3 решил все-таки поступать в Уральский педагогический вуз на историко-филологический факультет. Так, 15 лет преподавал историю и начальную военную подготовку в третьей школе, потом был переведен директором средней школы № 2, и уже в августе 1994 года возглавил школу № 7. Скажу искренне - ни о чем не жалею. И когда встречаю своих благодарных учеников, которые не забывают и по возможности навещают и звонят, меня пронимает до слез. Просто надо любить детей, за это педагогу всегда воздастся сторицей. По-другому быть не может.

- Борис Сидорович, мы знаем, что Вы всегда будете оставаться добрым наставником и советником нынешним учителям и выпускникам и прежде всего желаем Вам крепкого здоровья!

Беседовала Галина КАРСКИХ

 

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat