Nomer 48 (242) 29 ноября 2007 года

  А ГДЕ КОНКУРЕНТНОСТЬ?

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2015 ГОДА

В соответствии со Стратегией территориального развития РК до 2015 года (Указ президента РК от 28.08.2006 г.) местным властям предписано разработать и представить в правительство свои конкурентные региональные стратегии. Это свидетельствует о процессе децентрализации властных отношений и, соответственно, усилении роли и позиций региональной власти. Безусловно, предоставленная возможность реальна лишь при условии проявления политической инициативы, воли и ответственности со стороны представителей местной элиты. Ведь региональная стратегия призвана на длительный период определить приоритеты и направления, перспективы развития, создает образ будущего региона.
Необходимость разработки Стратегии развития ЗКО до 2015 года как составной части общенациональной стратегии территориального развития не вызывает сомнений. И тем не менее при общей позитивной оценке самого факта инициирования и разработки рассматриваемого документа нам представляется важным высказать в своей рецензии ряд замечаний и предложений принципиального характера.

1. О «конкурентной стратегии».
Само название подзаголовка предполагает ответ на вопросы: в чем наши преимущества, где ниша ЗКО на региональном, межрегиональном и глобальном рынках?
К сожалению, ответа на эти вопросы в проекте Стратегии мы не нашли. Отмечается, что наша область имеет ряд конкурентных преимуществ, которые будут способствовать ускоренному развитию. Однако определение этих преимуществ имеет чисто описательный характер, предлагаемые кластеры также недостаточно обоснованы. А, главное, нет ответа на вопрос – какой конкретный результат будет получен в результате реализации кластерной инициативы? Не приведена оценка мультипликативного эффекта развития сырьевых отраслей на экономику области. Приведены только общие ожидаемые результаты от реализации Стратегии. Это рост ВРП, промышленного производства, сельского хозяйства и других отраслей.
2. О территориальном развитии ЗКО.
Территориальные аспекты развития области не стали методологической основой Стратегии. Не определены в целом «опорные» территории ЗКО (в Мангыстау их семь). Еще в советское время четыре сельских района Уральской области были отнесены к отсталым. Для решения проблем их развития и снятия дис-пропорций была разработана специальная программа. Это актуально и сегодня, так как в противном случае разрыв будет расти и может привести к катастрофическому снижению численности населения неперспективных территорий области.
3. Об анализе текущей ситуации ЗКО.
Анализ, приведенный в рассматриваемом документе, является таковым больше по названию, чем по сути. Статистические данные не стали предметом самостоятельного анализа, не сопоставляются с такими же данными в соседних трех регионах Западного Казахстана и пяти областей РФ. Отсутствует комплексность в рассмотрении и проработке показателей ресурсного потенциала, экономических и социально-культурных возможностей региона. Сужены временные рамки анализа (2001-2005 гг.), ранжирования по степени остроты, сложности и значимости имеющихся проблем, угроз, слабых сторон нашего региона.
4. О заявленных стратегических целях и приоритетах (раздел 3).
Они целиком привязаны исключительно к сырьевым производствам. Отсутствуют необходимые для региона прорывные инициативы и проекты в экономике и социальной сфере, не подкреплены в нужной мере механизмами и инструментами реализации.
5. Социальный блок.
Социальный блок Стратегии требует, на наш взгляд, более тщательного и глубокого анализа. Приводятся только статистические данные без выявления наиболее острых проблем, решать которые нужно безотлагательно. Например, уровень безработицы в целом по области составляет 8,6%. Из 321,3 тыс. экономически активного населения 120,1 тыс. человек относятся к самозанятым, а это – 40% всех трудовых ресурсов. Практически 48,6% экономического активного населения не имеют работы. И, следовательно, не имеют возможности участвовать в накопительной пенсионной системе. К 2015 году резко обострятся проблемы их пенсионного обеспечения. Об этом в Стратегии вопрос вообще не поднимается.
Около 60% всех занятых в ЗКО имеют среднюю заработную плату в 2-3 раза меньшую, чем средняя заработная плата в целом по области. Заработная плата бюджетников – врачей и учителей - в 2,5-3,5 ниже, чем работников реального сектора экономики. Из Стратегии следует, что к 2015 г. средняя заработная плата увеличится с 38,7 тыс. тенге в 2006 г. до 79,5 тыс. тенге. Но не видно, как предполагается решить проблему сокращения разрыва в оплате труда бюджетников и сельских тружеников и работников других отраслей экономики. Более того, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизится с 13,2% в 2006 г. до 10,5% в 2015 г. И это при пятикратном росте производства среднедушевого ВРП, т.е. ожидаемый экономический рост никак не корреспондируется с достижением «значительного повышения качества жизни населения области».
6. О сценариях развития области.
Данный раздел приводится в целом по ЗКО и укрупненным отраслям экономики. В этой связи трудно дать оценку каждого сценария, степени их реализуемости.
Первый сценарий, как простую экстраполяцию условий и тенденций, которые сложились в 2001-2005 гг., можно даже не рассматривать. Во втором и третьем сценарии, к сожалению, приведены только общие характеристики ЗКО без привязки к конкретным производствам и населенным пунктам. Прогнозные оценки по отдельным отраслям производства и отраслям социальной инфраструктуры качественно отличаются полнотой данных.
Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий необходимо рассматривать как одно из главных направлений развития области, так как предусматривается значительный рост сельскохозяйственного производства, а сельское население составляет более половины населения ЗКО. Отсутствует демографический прогноз. Заметим, что сценарный метод разработки стратегии по оценке российских экспертов является «весьма грубым и неэффективным инструментом стратегирования…».
7. О прогнозных показателях.
Здесь преобладают сугубо количественные показатели экономического и социального развития, дающие представления только о темпах роста, объемах производства и оказании услуг, о некоторых пропорциях между крупными комплексами отраслей экономики. Вся прогностическая часть Стратегии стала набором рассуждений, пожеланий и предложений. Не заявлены конкурентные преимущества ЗКО по отношению к другим регионам страны и прилегающим регионам России, не определены реальные «локомотивы», «опорные» территории экономического роста региона и не выделены наиболее значимые объекты, структуры, направления социального развития.
8. О целях Стратегии и причинно-следственных связях.
Такие стратегии разрабатываются не для роста объемов производства той или иной продукции, а для повышения уровня жизни населения. В этой связи социальный блок должен был стать сердцевиной самой Стратегии, определять ее направленность, а все остальное есть сопутствующее, служит только средством достижения этой цели. К сожалению, данная Стратегия этому требованию не отвечает. Проблема в том, что она подразумевает установку на развитие, их инновационные сценарии, а не функционирование и рост.
9. О процедуре организации деятельности по формированию Стратегии территориального развития ЗКО до 2015 г.
Первый опыт разработки региональной стратегии ЗКО состоялся. Сложившаяся мировая практика, пример российских регионов (60 аналогичных документов из 89 субъектов РФ) и наших ближайших соседей - Мангыстау и Актобе - свидетельствуют, что разработка подобных стратегических документов требует объединения усилий всей региональной элиты, включая вместе с управленческой научную и образовательную, техническую и культурную, а также бизнес-элиты, а не только чиновников местной администрации и избранных со стороны консалтинговых компаний. Поверх «аппаратной» технологии формирования и сопровождения стратегий должна наложиться «общественно-государственная». Именно это качество придаст региональным стратегиям целостный и легитимно-представительный характер.

Канат БЕРЕНТАЕВ,
кандидат экономических наук,
зам. директора Института
общественной политики (г. Алматы)
Хайдар КАПАНОВ,
кандидат политических наук, ректор АТиСО
Николай ОСИПОВ,
кандидат исторических наук,
директор научного центра «Регион-стратегия»
Алматы – Уральск

Design by Kumargazhin Almat