Nomer 18 (315) 30 апреля 2009 года

  ДЕНЬГИ НА БРУЦЕЛЛЕЗЕ

За первый квартал текущего года в небольшом селе Талдыкудук Казталовского района выявили бруцеллез почти у 200 голов крупного рогатого скота. По закону, хозяева обязаны избавиться от больной живности в течение 5 дней. Однако сельчане недоумевают, почему местный ветинспектор принуждает их сдавать санитарный скот исключительно в один мясокомбинат.

15 апреля пятеро жителей Талдыкудука привезли 12 голов скота на мясокомбинат ИП «Куспанов». По словам сельчан, ветинспектор сельского округа Изымгали Куанов сказал им, что только здесь принимают санитарный скот с соблюдением необходимых санитарных норм. Однако во дворе мясокомбината сельчане увидели, что по всей территории разбросаны коровьи головы и внутренности давеча зарезанного больного скота. Мы убедились в этом сами, когда на следующее утро зашли туда вместе с талдыкудукцами.
- Нас это шокировало. Ветинспектор не разрешает нам резать скот дома, направляя исключительно сюда. Мол, чтобы болезнь не распространять. Да в ауле в сто раз чище режут скот, чем здесь, - говорит один из сельчан Ибрагим Кожин. - При этом везти скот мы также обязаны на машине, которую предлагает ветинспектор. За доставку одной головы скота мы платим водителю по четыре тысячи тенге. Хотя на своем транспорте это вышло бы намного дешевле.
По словам другого жителя Талдыкудука, Аскара, людям не оставляют выбора: или платишь штраф (3 МРП – 3819 тенге) или соглашаешься на эти условия. Дешевле штраф заплатить, возмущаются жители. Процедура «ветеринарного оздоровления» в селах, где выявляется бруцеллез, начинается с забора крови, которую отправляют в район, оттуда она попадает в город на областную экспертизу. Через 15-20 дней приходят результаты. Если у животного обнаружен бруцеллез или какие-то другие болезни, ветинспектор обязан уведомить хозяина об этом в письменном виде. Сельчан удивляет то, как им объявляют о том, что скот болен.
- Могут передать, например, через соседей или позвонить по телефону. Мол, твоя такая-то корова «вышла» на бруцеллез. Естественно, у нас возникают сомнения, а болен ли вообще скот? Никакого письменного договора или соглашения с мясокомбинатом мы не видели, - рассказывают талдыкудукцы.
Больной скот в ИП «Куспанов» принимают по 420 тенге за килограмм. Хотя, по словам людей, к ним не раз приезжали коммерсанты, которые хотели скупить живность по 500 тенге за килограмм, но ветинспектор не разрешил.
Как оказалось, никакого договора нет и не было. Хозяин комбината Сален пояснил людям, что они могут сдавать скотину куда угодно, но большей цены за зараженное мясо, чем он, никто не даст.
- Меня ваши попросили, я и принимаю. Мне без разницы, как вы доставляете, кому платите, - пояснил он.
Обзвонив остальные мясокомбинаты, люди убедились, что это действительно так. В других местах принимают мясо гораздо дешевле.
- Но принимают же! – восклицают люди.
За перевозку скота заплачены немалые деньги - 48 тысяч тенге. Пришлось сдать его Салену. Весной, как правило, скотина сильно исхудавшая, и люди получают гроши. Так как для жителей большинства районов скот остается единственным способом заработка, многие подумывают, что если и дальше будет так продолжаться, они будут вынуждены пасти свой скот вдали от глаз местных властей, пока буренки не наберут вес.
Сам ветинспектор был немногословен в комментариях:
- У меня указание свыше. Обращайтесь к районному ветинспектору и акиму сельского округа, - заявил он.
Но ни тот, ни другой не были доступны для комментариев.
Комментарий по этому поводу дал главный государственный ветеринарный инспектор ЗКО Асылжан Хайретдинов:
- Я не могу отвечать за работу каждого аульного ветинспектора. Они подчиняются районному руководству, с которого я спрашиваю. Требовать сдавать скот в одно место, думаю, незаконно, но с другой стороны, в районах нет ни одного мясокомбината, где можно резать зараженных животных. Это компетенция местных властей. Предписание о том, что скот заражен, должно вручаться лично его хозяину. По итогам первого квартала текущего года бруцеллез выявлен в четырех сельских округах Бокейординского, Казталовского и Теректинского районов. Больными признаны около 480 голов.
В этих округах сейчас проводятся оздоровительные мероприятия, которые могут продлиться до года. Кровь будет проверяться через каждый месяц до тех пор, пока не останется ни одной зараженной животины. И даже после этого живность будет проверяться еще два раза. - При этом мы никак не участвуем при экспертизе крови, мы лишь выявляем и контролируем, - отметил Асылжан Хайретдинов. - Забором крови занимаются лицензиаты.

Арман БАЯНОВ

Design by Kumargazhin Almat