Nomer 18 (315) 30 апреля 2009 года

  БЕЗ СОСЛАГАТЕЛЬНОГО УКЛОНА

Коллегия облсуда по уголовным делам не удовлетворила апелляционные жалобы защиты осужденного и представителя потерпевшего. В итоге к лишению свободы приговорен несовершеннолетний Роман Савальчук, вина которого не доказана полностью. Потерпевший Геннадий Легеза, сирота, живущий на иждивении бабушки, фактически стал инвалидом. Он перенес две тяжелые операции, требуется третья, но нет денег. У него нет средств даже на дорогу в Уральск - в больницу.

«3 марта 2009 года моего 16-летнего сына Романа Савальчука приговорили к четырем годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима – за нанесение тяжкого вреда здоровью Г. В. Легезе, жителю с. Красноармейского Зеленовского района. Однако голову Легезе разбил совершенно другой человек. Моему неразумному сыну предложили все взять на себя. При этом пообещали машину, сказав, что он, как несовершеннолетний, получит лишь условный срок. Теперь он сидит в тюрьме, а настоящий преступник разгуливает на свободе…
Где справедливость?»
Это письмо в редакцию написала мать Романа Н. Н. Савальчук, проживающая в с. Январцево.
Что же произошло на самом деле?
В ночь с 8 на 9 ноября 2008 года возле сельского клуба в с. Красноармейском Зеленовского района произошла массовая драка. Более десяти пьяных молодых людей, приехавших из с. Январцева, вооружившись вязовыми дубинками и битами, жестоко избили всех, кто попадался на пути. Наиболее пострадали Леша Чеботарев, Володя Меньшиков, Дима Шакалей и Гена Легеза. Первых трех ребят просто избили до потери сознания, а последнему нанесли тяжелую травму. С диагнозом «Открытая черепно-мозговая травма, оскольчатый перелом лобно-височной кости слева, ушибленная рана мягких тканей головы» 21-летний Геннадий Легеза три недели пролежал в областной клинической больнице. Причем первую неделю находился в коме.
В ходе предварительного расследования был установлен юноша, нанесший тяжкий вред здоровью Г. Легезы. Им оказался 15-летний Роман Савальчук. Суд № 2 Зеленовского района под председательством судьи А. Н. Сидоровой 3 марта 2009 года приговорил Романа к четырем годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима.
Однако в ходе судебного разбирательства выявились моменты, не соответствующие выводам, сделанным в ходе предварительного расследования. Потерпевший Геннадий Легеза на следствии и в суде заявлял, что его избивали трое, а не один. Это заявление подтверждается показаниями свидетелей И. Б. Скабенко и Т. Г. Кудиновой. Магнитно-резонансная томография, проведенная 12 ноября 2008 года, выявила на голове потерпевшего одну открытую рану и две гематомы, то есть были нанесены по крайней мере три удара. Данные о ране и гематоме отражены и в заключении судмедэкспертизы. Суд же посчитал, что Легезу ударили дубинкой всего один раз.
Получается, что Приуральный отдел полиции не установил личности двух человек, которые вместе с Романом Савальчуком избили Романа Легезу. При этом большое сомнение в нанесении тяжкого вреда здоровью Г. Легезы вызывает виновность осужденного Р. Савальчука. Свидетель Р. Солодовников в своей объяснительной сообщал, что Г. Легезу ударил дубинкой по голове еще и другой человек, но на это заявление не обратили внимания.
На суде также было обращено внимание на факт необоснованного выделения Приуральным отделом полиции группового хулиганства в отдельное производство. Хотя в показаниях свидетелей фигурируют имена и фамилии участников драки, в мотивировке этого постановления говорится: «В связи с неустановлением личностей…» На вопрос, почему факт группового хулиганства необоснованно был выделен в отдельное производство, государственный обвинитель ответил, что данное постановление Приурального ОП никем обжаловано не было. Как же можно его обжаловать, если об этом постановлении никто не был уведомлен? Да и со стороны потерпевших некому обжаловать это решение. Для этого существует специальный государственный надзорный орган – прокуратура.
С момента проявления группового хулиганства прошло уже больше шести месяцев, уголовное дело по данному факту до конца не завершено и имеет тенденцию не дойти до суда.
Если бы бабушка Легезы ночью не наняла за большие деньги водителя-частника и срочно не отвезла его в больницу, Геннадий, по словам врачей, вряд ли остался бы в живых… Если бы удар по шее Владимира Меньшикова тяжелой дубинкой пришелся на один-два сантиметра выше, он бы не выжил. Но суд, понятное дело, не принимает во внимание подобные утверждения с сослагательным наклонением. Однако и наказание должно быть адекватным, чтобы никому впредь не взбрело в голову совершать бандитские вояжи в соседние села.

Болат БИСЕНГАЛИЕВ,
с. Красноармейское,
Зеленовский район

 

Design by Kumargazhin Almat