Nomer 35 (229) 30 августа 2007 года

 МИРОМ ПРАВИТ ИНСТРУКЦИЯ

В жизни человек не всегда имеет возможность выбрать себе дорогу, которая ему нравится. Так случилось и с нашим героем.
В 18 лет Амангельды Айтжанова, жителя с. Чижа-2 Таскалинского района, призвали на военную службу. Он попал на Семипалатинский испытательный ядерный полигон. И не куда-нибудь, а в самый ее центр, где все работы по охране и обеспечению проводили военнослужащие. Конечно, уже тогда Амангельды понимал, какие могут быть последствия в будущем. Однако долг и присяга не давали другой альтернативы. Не всем же солдатам срочной службы повезло служить где-нибудь на черноморском побережье, успокаивал себя молодой солдат.
Хотя командование войсковой части принимало меры по защите личного состава, проникающая радиация не пощадила Айтжанова. Спустя десять лет у Амангельды начали проявляться одна болезнь за другой. К 35 годам он уже имел целый букет заболеваний. Вот основные из них – органическое поражение центральной системы вследствие тонизирующего облучения, ишемическая болезнь сердца, гипертония второй степени, ревматизм, камень в почке, пиелонефрит, хронический гепатит, гастрит, холецистит. Этот список можно продолжать, да толку?
Работая в ауле ветфельдшером, он еще заболел и бруцеллезом. Все эти болезни документально подтверждены областной и районной больницами, а также в 2004 г. Актюбинским региональным межведомственным экспертным советом по установлению причинной связи заболевания у лиц, пострадавших от ионизирующего излучения, и в 2007 г. - республиканским клиническим госпиталем инвалидов войны.
Имея такой набор заболеваний, человек, естественно, не может нормально трудиться, а чтобы ему существовать, требуется пенсия по утере трудоспособности и, соответственно, инвалидности.
Но не тут-то было.
Четвертый год Амангельды Айтжанов обивает пороги различных медучреждений, медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК) департамента труда и социальной защиты населения. И что же? В 2005 г. на МСЭК ему сказали, что у него не очень высокое давление, поэтому инвалидность не положена. Вот если бы давление более 200 или приступ инфаркта миокарда, тогда другое дело. И все члены МСЭК дружно уговаривали Амангельды идти работать.
Я, конечно, в этом деле не специалист, но никак не могу понять, как человек может нормально работать, если у него постоянные головные боли и головокружение, боли в суставах и пояснице, в области сердца, особенно в жару, чувство холода в нижних конечностях. А, во-вторых, кто же возьмет его на работу с такими заболеваниями? Крестьянское хозяйство на селе – не благотворительная организация. Во время сезонных работ приходится работать от зари до зари, и не все мужчины старше 40 лет выдерживают такую нагрузку.
Несколько лет назад я помогал супругам Калиниченко оформить инвалидность их сыну Анатолию, который родился умственно, скажем, не совсем полноценным. В конце 2004 г. около 20 дней Толик находился на обследовании в Центре психического здоровья. В итоге врачи вынесли такой вердикт: «Физически здоров, может работать грузчиком, инвалидность не положена». Но ведь чтобы нормально трудиться, надо кроме физической силы иметь еще кое-что, например, нормальную координацию движений. Кто же возьмет его на работу грузчиком, если в первый же день он может сломать себе ногу или шею, упав с трапа или машины? У таких больных, как правило, плохо развит инстинкт самосохранения. Толик даже не может сообразить, при каком сигнале светофора можно переходить улицу.
Вот и возникла мысль, что инструкции, которыми руководствуются члены МСЭК, написаны некими киборгами, а не людьми, способными сочувствовать. Оказывается, не человек есть высшее достижение на Земле, а Инструкция минтрудсоцзащиты, и все делается не для блага человека, а для красивых цифр статистических данных.
Если вышеназванный департамент называется департаментом труда и социальной защиты населения, то почему не занимается трудоустройством данной категории людей, не имеющих источников существования? Как могут члены этой комиссии после работы, улыбаясь, весело идти домой? Тогда как 39-летний Амангельды Айтжанов плачет горькими слезами и не хочет жить дальше в такой нищете. В августе он в очередной раз не прошел комиссию МСЭК.
А ведь таких, как он, - десятки, сотни, которые уже не ждут ничего хорошего от МСЭК. И многие из них вправе спросить: а как быть нам, таким же больным?
Ответ ясен. Не каждый из них служил в самом пекле Семипалатинского полигона, или, не дай Бог, имеет диагноз, как у того же 25-летнего Толика Калиниченко, который беззаботно проживает в селе Красноармейском на иждивении своих безработных родителей…

Болат БИСЕНГАЛИЕВ

Design by Kumargazhin Almat