Nomer 39 (389) 30 сентября 2010 года

   КАК СТАТЬ УЧАСТНИКОМ ПРОГРАММЫ "ДОРОЖНАЯ КАРТА БИЗНЕСА-2020"?

Этот вопрос часто задают наши читатели после того, как в одном из предыдущих номеров «Н» рассказала об этой программе. Редакция, в свою очередь, поинтересовалась условиями его выполнения у специалистов Фонда развития предпринимательства «Даму», который от лица государства реализует программу «Дорожная карта бизнеса–2020», и получила следующие разъяснения.

Анализ проектов предпринимателей, подавших заявку для участия в ДКБ-2020, показывает, что затягивание решений по одобрению предложенных проектов либо отказ в субсидировании вызван подачей недоработанных документов или их неправильным оформлением. В связи с этим Фонд развития предпринимательства «Даму» подготовил ряд рекомендаций для потенциальных участников программы «Дорожная карта бизнеса-2020». Цель - оказание помощи предпринимателям в подготовке такого документа, как План оздоровления предприятия. Рекомендации по содержанию и структурированию текста документа разработаны на основе опыта работы кредитных комитетов банков.
Так, подавая заявление на оздоровление компании, прежде всего надо помнить, что субсидии предоставляются государством и на безвозвратной основе. При этом данные средства могли быть направлены на другие цели. Например, на строительство детских садов, школ, больниц. Поэтому, предоставляя субсидии, государство рассчитывает на адекватную отдачу - организацию производства продукции высокого передела с высокой добавленной стоимостью, повышение качества и конкурентоспособности продукции, увеличение прозрачности и инвестиционной привлекательности предприятия, создание новых рабочих мест, рост налоговых поступлений в бюджет. Иначе говоря, выделение субсидий предполагает ответственность за результаты его использования.
Средства, выделяемые на субсидирование, ограничены и не способны удовлетворить все заявки. Поэтому вопрос о субсидировании предприятия рассматривается уполномоченными органами на конкурсной основе. При этом предпочтение будет отдано предприятиям и проектам с понятными перспективами, с высокой экономической и социальной отдачей.
В течение срока субсидирования - на полугодовой или иной регулярной основе - фонд «Даму» как финансовый агент программы осуществляет мониторинг предприятия и проекта. Наряду с другими аспектами будет проверено, насколько фактические показатели предприятия соответствуют прогнозным, как субсидирование решает указанные в Плане оздоровления проблемы предприятия, насколько велика реальная экономическая и социальная отдача проекта. По результатам мониторинга принимается решение о целесообразности продолжения субсидирования либо о его прекращении. Поэтому не стоит относиться к Плану оздоровления как к формальному документу или рекламному проспекту для получения субсидий.
Качество подготовки Плана оздоровления является хорошим индикатором профессионализма руководства предприятия. Слабо проработанный, как и небрежно оформленный план, в котором не прослеживается внутренняя логика, недостаточно проработан анализ предприятия или проекта, отсутствует убедительная аргументация запрашиваемых мер поддержки, скорее всего, будет направлен на доработку или отклонен.
Цель Плана оздоровления - предоставление банку-кредитору, уполномоченным организациям и госорганам достаточной информации, позволяющей сделать принципиальный вывод об эффективности планируемых мероприятий по оздоровлению и целесообразности предоставления предприятию субсидий и иных мер государственной поддержки. Поэтому необходим выбор оптимального объема и содержания Плана оздоровления, соответствующего данной цели. Рекомендуемый объем - 5-7 страниц основного текста плюс приложения.
Документ должен иметь продуманную и логичную структуру, четкие цели и причины обращения за субсидированием, запрашиваемых у банка и государства мер поддержки, эффективность планируемых мероприятий по оздоровлению и перспективы дальнейшего развития. Важен грамотный анализ состояния предприятия или конкретного проекта, включая его финансовое положение, способность производить и реализовать конкурентоспособную продукцию и исполнять принятые на себя обязательства, а также текущей ситуации и тенденции в отрасли и профильных сегментах рынка, информация о ближайших конкурентах, ключевых клиентах и поставщиках. Документ должен содержать достаточно информации для принятия решения уполномоченными лицами. В то же время следует избегать включения в него избыточной информации, не облегчающей принятие решения.
В состав Государственной комиссии по вопросам модернизации экономики РК входят представители различных министерств и ведомств. Они могут не располагать достаточным временем для детального изучения специфики непрофильных для них отраслей. Поэтому изложение информации должно быть четким, логичным, последовательным, профессионально компетентным, но при этом лаконичным и максимально доступным для его понимания читателями, не являющимися отраслевыми специалистами. Рекомендуется использование графиков, схем, диаграмм и рисунков, если они облегчают восприятие и понимание документа.
Эксперты фонда «Даму» также советуют не пытаться скрыть или исказить имеющиеся проблемы и их истинные причины. Если предприятие имеет принадлежность к холдингам и группам, надо отметить как материнскую, так и связанные компании. Необходимо указать владельцев бизнеса, насколько они вовлечены в процесс управления и принятия решений, участвует ли предприятие и его владельцы в реализации проекта собственными средствами, и в каком объеме. Если нет, то почему.
Описывая рыночную ситуацию, нужно привести рыночные возможности и показатели деятельности подобных предприятий, то есть прямых и непрямых конкурентов, работающих в тех же сегментах рынка, с указанием источника информации, не забывая при этом о конкурентных преимуществах своего предприятия.
Необходимо предоставить достаточное количество информации для понимания экономики предприятия и проекта, раскрыть более детально статьи доходов и расходов, дать расшифровки к основным статьям баланса при необходимости. Помимо того, нужны данные по сезонности продаж, себестоимости, точке безубыточности. Большую роль играет анализ потребности в собственном оборотном капитале, как эта потребность удовлетворяется, а также информация по осуществленным и планируемым инвестициям. Нелишним будет указать, из каких источников финансировались капитальные затраты и будут ли необходимы дополнительные средства. Если у предприятия есть интернет-сайт - указать его адрес в разделе общей информации о компании.
Предоставляемые прогнозные данные должны быть четко обоснованы, с указанием объемов в натуральном выражении и цен реализации. Планируемый «стремительный рост» бизнеса сразу после получения субсидий является негативным сигналом. Небольшие и плавные темпы прироста (5-15%) более реалистичны. Если тем не менее предполагается значительное увеличение продаж, то должны быть веские, документально подтвержденные аргументы, объясняющие такой прогноз.
Планируемые организационные и иные изменения на предприятии в целях его оздоровления должны иметь экономический смысл, а запрашиваемые меры поддержки - отвечать реальным потребностям предприятия. Покажите на конкретных цифрах, как снижение процентной ставки повлияет на экономику предприятия, постройте сравнительную диаграмму при необходимости.
Особое внимание требует оформление документа. Желательно, чтобы по всему тексту Плана оздоровления был единый размер и шрифт, имелась нумерация страниц, указаны ссылки в нужных местах на приложения и источники информации. Таблицы не должны быть размещены с переносом на следующую страницу. Схемы, графики, таблицы и другие материалы, занимающие значительную площадь страницы, стоит вынести в приложения.
Прежде чем посылать заявку, надо поставить себя на место читателя, который ничего не знает ни о вашем предприятии, ни об отрасли, в которой оно работает, и перечитать документ. Нелишне дать прочитать его своим коллегам и доработать документ при необходимости.
И последнее. Со всей необходимой информацией, касающейся реализации программы «Дорожная карта бизнеса-2020» можно ознакомиться на сайте www.dkb.damu.kz либо обратиться в региональный филиал АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» по ЗКО по адресу: г. Уральск, ул. Аманжолова (Дмитриева), 98, каб. 23, тел. 50-52-90.

Борис БЕЙКЕР

 

 

 

 

 

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat