Nomer 39 (389) 30 сентября 2010 года

  ПЕДАГОГ - НЕ ПОДЕНЩИК!

В первое воскресенье октября учителя празднуют свой профессиональный праздник. Для этих людей школа - второй дом. С какими проблемами он сталкивается в повседневной жизни?

Об этом рассуждает учитель математики с 50-летним стажем, в недавнем прошлом заместитель начальника городского отдела образования Уральска Аркадий ЗАВГОРОДНЕВ.


Нужна единая система
Что хорошего, когда министр, не успев вникнуть в систему образования, затевает ее реформирование и не доводит начатое до конца? С момента перестройки сменилось не меньше десятка министров образования. Вот и на прошлой неделе место Жансеита Туймебаева занял Бакытжан Жумагулов. В результате учителя вынуждены оставлять наработанные методики, и внедрять новые методом проб и ошибок, тем самым внося немалый хаос в головы детей.
Сейчас учитель сам решает, по какой программе вести обучение, и в школах одного города ученики получают разнородный объем знаний. Пару лет назад родительница долго не могла приобрести учебник английского языка для ребенка. Наконец в ноябре нужная литература появилась, а в феврале в связи с переходом в другую школу эта мама уже искала совершенно другой учебник. Не считая материальных затрат родителей, у ребенка происходит ломка учебного процесса.
Советская система образования имела свои перегибы, была излишне политизирована, загнанна в рамки идеологии, но она была единой! Методический подход к процессу обучения и единая база знаний были четко отработаны, а учебники по подаче учебного материала составлены грамотно, без ошибок.
Нынче учебники постоянно переиздаются, их авторы меняются, допускается куча ошибок, которые подрывают доверие к процессу образования.
Безусловно, для одаренных детей необходимы спецшколы, поскольку обычная, усредненная школа тормозит их развитие. Но правильнее построить процесс так, чтобы одаренные дети получали основную базу знаний до определенного школьного возраста, а вот потом уже углубляли их в гимназиях и лицеях соответственно своим наклонностям.

ЕНТ – не итог знаний
Печально, но факт – наши дети безграмотны. Причин много. Уменьшилось количество часов, выделенных на изучение предмета. А ведь мир меняется, пополняется новой информацией, но базовой школе требуется обязательный минимум, который нельзя уплотнять за счет сокращения часов. Я – сторонник 12-летнего образования, но не за раздувание школьной программы порой надуманными предметами, а за пополнение новой информации в изучаемые дисциплины. На снижение общей грамотности сказывается и общее развитие общества, современные дети читают крайне мало.
За все годы своего действия ЕНТ получило множество нареканий. Может ошибаюсь, но я не признаю тесты на госэкзаменах. На мой взгляд, тестирование нужно как промежуточная проверка знаний, а как итоговая проверка оно не оправдало себя. Почему? Во-первых, ответы можно просто механически заучить, вернее, запомнить. Во-вторых, цель ЕНТ – устранить коррупцию на вступительных экзаменах. Но спустя год само государство сделало лазейку в обход своей же системы. Боишься не сдать ЕНТ после 11-го класса? Поступай после 9-го в колледж, по окончании которого ты без тестов поступишь в институт. В платный институт нынче и взяток не нужно давать, плати и получай диплом, будучи неучем в своей профессии.
Но самое возмутительное в ЕНТ то, что на основе его результатов чиновники судят о качестве преподавания учителя. И те вынуждены, чтобы не упасть в глазах своей администрации, вместо учебного процесса заставлять учеников заниматься зубрежкой тестов. В классе есть разные ученики – слабые и сильные. Да и оценка по одним и тем же тестам учеников гимназии, лицея, частной школы и учеников из обычных школ - это неправильно. Да это же разноуровневые школы, а их собрали в одно место и оценили качество работы учителя.
И еще. По результатам ЕНТ оценивают работу того или иного акима. Это вообще нонсенс, ведущий к той же… коррупции.

Заинтересовать материально
Сейчас резко упал имидж учителя. На мой взгляд, он превратился в задавленное, затравленное и буквально забитое существо. А почему?
Учителей творческих стало меньше, они материально не заинтересованны отдаваться полностью профессии. Учителя вынуждены набирать вместо ставки больше часов. О каком качестве образования можно говорить в этом случае? Да и одеться на скромную зарплату можно соответственно весьма скромно.
Современный учитель тонет в бумаготворчестве. Если бы учителя сообща могли доказать, что столько бумаги, сколько требуют с них различные ведомства, не нужно отписывать, наверное, с них бы не требовали столько отчетов. А они бессловесно отписываются, боятся выступить против. А зря. Посмотрите, как активны продавцы рынка «Мирлан». Когда встала угроза сноса рынка, все поднялись, отстояли. Пусть на какое-то время, но власть прислушалась.
На субботниках опять учителя с учениками метут улицы, городской парк тоже они очистили от мусора. Потому и отношение общества такое – учитель все стерпит. А перспективы какие? Что, на учительскую зарплату квартиру купишь? Нет. Значит, нужно обеспечивать учителя и жильем в том числе.
Но одно обнадеживает – несмотря на все трудности, в учительской среде были, есть и будут люди, искренне любящие детей, школу, свой предмет. У каждого из нас в памяти остался тот настоящий учитель, который оставил о себе добрые воспоминания. А потому желаю нашим учителям здоровья, терпения, ощутимой поддержки со стороны государства и общества, любви учеников и активной жизненной позиции.

Записала Ирина КРИУЛИНА

 

 

 

 

 
Design by Kumargazhin Almat