Nomer 44 (290) 30 октября 2008 года
8

   А ГДЕ ПРОЦЕНТ ОБЕЩАННЫЙ?

«Пришла в фонд «УралУмит», а там меня огорошили. Все мои отчисления за последние годы просто сгорели – говорят, из-за каких-то там банкротств за рубежом»…
«За прошедшие три месяца с моего счета исчезло 153 тысячи тенге! Специалисты фонда мне объяснили, что деньги были взяты не из моих личных взносов, а из инвестиционного дохода. Причем испарился инвестдоход чуть ли не за три-четыре последних года».
Такими сообщения сегодня пестрят многие казахстанские СМИ.
На днях агентство финансового надзора РК объявило, что за август и сентябрь накопительные пенсионные фонды страны потеряли более полутора миллиардов тенге. Виноват кризис, и вкладчикам беспокоиться не стоит, заверили в АФН, гражданам гарантируется полная сохранность ежемесячно перечисляемых пенсионных взносов.
Чего не скажешь об инвестиционных доходах, ежемесячно начисляемых пенсионными фондами.
Что ждет пенсионную систему Казахстана, почему пенсионные фонды являются одними из самых закрытых финансовых структур? Ответы на эти и другие вопросы мы попытались выяснить вместе с кандидатом экономических наук, доцентом уральской Евразийской академии Аллой ГИЗАТОВОЙ, а также заместителем директора Западно-Казахстанского филиала АО "НПФ" УларУмит" Ануаром УТИКЕЕВЫМ.
Думаем, нашим читателям будет интересно ознакомиться с диаметрально противоположными мнениями о ситуации.

Алла ГИЗАТОВА:
«НПФ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ!»

- Алла Еслямовна, пенсионные фонды не называют точную причину своих убытков, но ведь страдают и вкладчики?
- Деньги в НПФ - это деньги для внутренних и внешних инвестиций. Что сейчас происходит? Идет спад в экономике, и те, кто берет эти деньги, должны делать начисления прибыли, а если сокращается строительство или происходит обвал в других сферах, то о какой прибыли может идти речь? Когда все больше накатывается мировой кризис, хотим мы того или не хотим, он тоже касается пенсионных вкладов. Но мы можем только предполагать, где крутятся эти деньги, потому что реальная схема их использования закрыта. И это главная проблема НПФ. К тому же известно, что многие НПФ являются дочерними организациями банков и служат своеобразным буфером, оберегающим материнские структуры за наш счет.
- На вопрос, куда фонды инвестируют деньги вкладчиков, представитель одного из НПФ ответила, что это конфиденциальная информация. Мол, в стране 16 пенсионных фондов, и между ними огромная конкуренция. Поэтому непонятно, где фонды потеряли полтора миллиарда…
- Это относительно небольшая сумма. Они распределяют свои убытки между всеми вкладчиками, а их много. Проблема в том, что пенсионные фонды - частные, поэтому за происходящими в них процессами должно строго следить государство, и давать гарантии тоже должно государство, и решать вопросы справедливости, потому что именно государство определяет правила игры и создает законодательную базу.
-Тогда зачем нужны такие фонды, когда любой может сам накопить деньги на старость на банковском счете или в стеклянной банке дома? Отдаешь каждый месяц 10% с заработка, а потом обнаруживаешь, что пенсионный фонд сработал неправильно, что у них там неграмотный менеджмент…
- У меня складывается такое впечатление, что изначально в Казахстане создание пенсионных фондов было вроде модной игрушки. Ведь не было достаточного опыта, не было денег для инвестиций, а как взять эти деньги? Заставить людей перечислять деньги в НПФ! С другой стороны, в любой стране пенсионные фонды - не всегда полностью открытая система, потому что касаются бизнеса. Но если вы боитесь конкурентов,то будете стараться все делать грамотно, чтобы обезопасить себя и свой бизнес. А как у нас? Все закрыто, поэтому и складывается впечатление, что с этими деньгами можно творить все, что захотят, и у НПФ большой процент гарантии того, что их на чистую воду не выведут. А кто за этим должен следить? Опять же государство. За рубежом, например, везде надо оглядываться - как бы чего не нарушить, нужно постоянно себя дисциплинировать. А у нас бросить кому-нибудь под ноги окурок или плюнуть - ничего не стоит. Лично для меня очень вероятно, что когда я уйду на пенсию, то из своих вкладов смогу получить только копейки. Ведь, начисляя инвестиционный доход, НПФ не гарантируют его получение, значит, они просто крутят эти деньги. Они себя страхуют от инфляции, а мы каждый месяц становимся еще беднее на эти самые 10%...
- А какой должна быть, на ваш взгляд, пенсионная система?
- Нужен какой-то другой механизм. К примеру, пенсионная система Америки тоже достаточно слабая, но там есть выбор. Кто-то выбирает банки, кто-то покупает ценные бумаги… Я считаю, что пока эти деньги мы отдаем чужому дяде и его детям на пропитание. Думаю, гарантии будут, когда у людей появится выбор, где и как копить на старость. И если это должны быть пенсионные фонды, то обязательно государственные. А пока очень сложно ориентироваться, потому что работа фондов не прозрачна. Чтобы наши пенсионные фонды заработали как надо, должна быть сильная законодательная база.
- Что бы вы сделали со своими пенсионными отчислениями?
- Забрала бы, если, конечно, позволят. Меня не устраивает ситуация, когда пенсионные фонды не гарантируют стабильный процент, а только его декларируют. Вот простые расчеты. Например, в прошлом году в таком-то месяце вы перечислили в фонд пять тысяч тенге. Но ведь могли бы потратить их на себя и семью или положить на банковский депозит. Что такое инвестиционный доход в размере 100 тенге с одной тысячи? Это 1100 тенге, которые равны 700 тенге прошлого года. Значит, я постоянно оказываюсь беднее. В прошлом году я могла бы на эти деньги получить блага больше, чем в этом году. Далее, многие ли из нас доживают до пенсии? Далеко не все. Или другой пример. Путь у вас будет накопление в размере миллиона тенге, разделим его на 120 по курсу американского доллара и получим примерно 8 тысяч. Что вы можете купить на эти деньги? Подержанную машину или хорошую шубу. Но года через четыре вы на эти деньги и машину уже не купите. Поэтому сейчас, на мой взгляд, вообще теряется смысл этих накоплений. Над инвестиционными фондами постоянно должен висеть дамоклов меч закона, если хотите, страх перед законом, тогда они начнут работать. А сейчас пряник есть, а кнута нет.

Ануар УТИКЕЕВ:
«ОПТИМАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ - СУЩЕСТВУЮЩАЯ МОДЕЛЬ»

- Ануар Анатольевич, в чем, на ваш взгляд, причина потерь накопительных пенсионных фондов?
- Действительно, за последние месяцы из-за растущей инфляции и нестабильности на мировых фондовых рынках инвестиционные доходы пенсионных фондов несколько упали. Это объясняется тем, что инвестиции НПФ интегрированы в мировую экономику и поэтому более чувствительны к ее процессам. Снижение текущего показателя номинальной доходности происходит из-за уменьшения стоимости акций.
- А какова ситуация с инвестиционным портфелем в фонде «Улар-Умит»?
- НПФ «УларУмит» постоянно публикует данные о своем инвестиционном портфеле. Свыше 30 его процентов составляют долевые инструменты. Именно они долгое время обеспечивали высокую доходность, но именно они оказываются наиболее чувствительными при колебаниях рынка. Сейчас все ведущие аналитики признают, что в настоящее время цена акций не имеет ничего общего с их реальной стоимостью. Тем более что это ликвидные ценные бумаги ведущих казахстанских и зарубежных компаний. Среди эмитентов, чьи инструменты находятся в портфеле нашего фонда, - «Газпром», «Сбербанк России», «Лукойл», АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз», другие компании с государственным участием, крупные банки. В нашем портфеле есть и государственные ценные бумаги, и облигации. Они являются своеобразной защитной инвестиционной подушкой. В долгосрочной перспективе долевые инструменты могут обеспечить высокую доходность и перекрыть уровень инфляции.
- Какая работа проводится для минимализации потерь?
- Могу заверить, что реальных потерь вкладчики НПФ «УларУмит» не понесут. Снижение инвестдохода - это лишь отображение начисляемых, а не фактических убытков. Эти так называемые начисляемые убытки в перспективе компенсируются. В перспективе прогнозируется увеличение стоимости ценных бумаг - не только в связи с несомненным потенциалом флагманов мировой экономики, но и потому, что идет государственная поддержка этих компаний. Финансовые вливания также должны положительно отразиться на стоимости наших инструментов и, как следствие, на доходности пенсионного фонда. Кроме того, в законе «О пенсионном обеспечении в РК» предусмотрена норма, согласно которой НПФ обязаны за счет собственного капитала компенсировать разницу между показателем доходности за пятилетний период и средневзвешенным установленным уровнем. Сейчас в парламенте находится законопроект, предусматривающий увеличение минимального размера уставного капитала НПФ до двух миллиардов тенге. Но «УларУмит», являясь системообразующим накопительным пенсионным фондом, заблаговременно принял решение об увеличении размера уставного капитала до 4 840 000 000 тенге, что в свою очередь превышает действующие требования по размеру уставного капитала более чем в десять раз. Это и является, на наш взгляд, одной из мер защиты от возможных системных рисков. Что касается инвестиционной деятельности нашего фонда, - то она постепенно может быть пересмотрена. Этому сейчас уделяется большое внимание. По-прежнему в портфеле фонда остаются самые надежные инструменты – государственные ценные бумаги.
- Значит, риска нет? А какие еще гарантии есть?
- Накопления вкладчиков защищены государством. Согласно статье 6 закона «О пенсионном обеспечении в РК», оно гарантирует получателям сохранность обязательных пенсионных взносов в НПФ в размере фактически внесенных сумм с учетом инфляции. В целях соблюдения гарантирования сохранности пенсионных накоплений и исключения нарушения интересов вкладчиков, государственные органы, в том числе министерство труда и социальной защиты населения РК, совместно с накопительными фондами прорабатывают вопрос реализации механизма государственной гарантии, предусмотренной п.1 ст.6 закона «О пенсионном обеспечении в РК».
- Ануар Анатольевич, почему информация о размещении пенсионных денег во многих фондах является конфиденциальной?
- Портфель финансовых инструментов строго регламентируется государством. И мы работаем строго в рамках этого списка. Но наш фонд, если кого заинтересует, в любой момент может проинформировать, куда он вкладывает пенсионные деньги.
- Как вы прокомментируете мнение, что принудительная система пенсионных накоплений - не самый удачный вариант?
-Я считаю, что самый оптимальный для Казахстана вариант – это существующая чилийская модель НПФ, которая взята за основу в нашей стране. И не беспокойтесь, деньги, которые вложены, люди в любом случае будут получать, когда выйдут на пенсию. Вспомните историю с «ВалютТранзитбанком», ведь ни одного тиына со счетов вкладчиков не пропало, все они были переведены на счет фонда-преемника…

Подготовила Алла ЗЛОБИНА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat