Nomer 44 (290) 30 октября 2008 года

  "ТИХАЯ" ЖИЗНЬ. В НЕВОЛЕ

Если ты один
Бьешься среди льдин,
Если все друзья бросили тебя,
Вот тебе моя рука…

Группа «Калинов мост»

 

В советское время таких ребят называли «трудными». Сейчас общество навесило на них новый ярлык - девиантные. Как бы их ни называли, нам приходится мириться с тем, что они живут среди нас, но порой не хотят играть по тем правилам и нормам, которые установил социум.
В минувшие выходные корреспондент «Н» изучал быт малолетних преступников в спецшколе для несовершеннолетних с девиантным поведением.

Группа из шести
Профессионально-техническая школа № 10 находится на отшибе села Тайпак Акжайыского района. При ПТШ есть спецгруппа для особых несовершеннолетних с так называемым девиантным поведением. Именно сюда лежит путь малолетних правонарушителей после судебной скамьи.
В предпраздничный день в школе оказались только сторож Батыр, мужчина лет сорока пяти, да несколько молодых воспитателей. К Дню Республики всех учащихся распустили по домам. Как сказал Батыр, остались только «девиантные», которым за территорию ПТШ выходить не положено. Пока мы общались со сторожем, из здания школы выбежали трое подростков лет по четырнадцать-пятнадцать. Не успев поздороваться, они засыпали меня вопросами.
- Ты журналист?
- Есть единицы на маяк?
- Пятьдесят тенге не будет?
Я несколько оробел. Батыр лишь виновато улыбнулся, мол, они такие, ничего не поделаешь. Поняв, что робость для меня сейчас не самый лучший вариант поведения, я решил действовать.
- Слушайте, - говорю. - Да, я из газеты. Позвонить разрешаю, но в меру, баланс все же не резиновый. И третье, деньги просто так не даются. Выиграете в футбол, может, и дам на мороженое.
Один из них, самый маленький, не растерялся:
- И на курево?
- На сигареты не дам!
Пока мы играли в футбол, подошел заместитель директора ПТШ по учебной части Серик Табылдиев, который рассказал, что сейчас в спецгруппе насчитывается шесть подростков. За различные правонарушения все они решением суда определены в школу сроком на один год:
- Кто-то у нас уже полгода. Кого-то недавно привезли. А одного вчера домой отправили. У него срок закончился.
По словам замдиректора, учебная программа и режим в спецгруппе ничем не отличаются от программы обычных учеников. Все шестеро добровольно осваивают школьные дисциплины и учатся на каменщика, потому как за год можно осилить только эту специальность. Но если кто хочет стать шофером-механиком или, скажем, мастером сельхозпроизводства, то может остаться и продолжить обучение за свой счет.
- Но на такой расклад из девиантных редко кто соглашается, - говорит Табылдиев.
Распорядок дня в школе такой: в 7.30 подъем, зарядка и умывание. В 8.00 завтрак. С 8.30 до 12.30 - занятия. В 13.00 обед. После обеда у ребят свободное время. Затем полдник, ужин, а там недалеко и до отбоя.
Училище состоит из двух четырехэтажных зданий - учебный корпус и общежитие. На заднем дворе находится гараж, один из боксов которого переделывается под спортзал.
Внутренние помещения ничем не отличаются от помещений обычных школ и колледжей. На стенах холла привычные стенды с государственными символами, посланием президента и санбюллетень. В классах очень чисто и светло. Недавно на нижних этажах обеих зданий сделали ремонт.
- В общежитии, где живут ребята, есть тренажерный зал, комната отдыха с телевизором. Недалеко от школы частная баня. Несколько раз в неделю разрешаем играть в компьютерные игры. В общем, делаем все, чтобы ребятам было комфортно, - отмечает Серик Табылдиев. - Но все эти условия не удерживают ребят от побегов.
Свободу ничем не заменишь.

Кульдим и Федотов
До ужина я решил поговорить с ребятами и собрал их в комнате отдыха. Все шестеро насторожено уставились на меня. Все белобрысые, коротко подстрижены. Примерно одного возраста. Одеты кто в чем. На одном мешковатый свитер, кто-то, несмотря на холод, ходит в шортах. Большинство в спортивных костюмах. Когда поняли, что речь пойдет об их «необычной» биографии, подростки враз потеряли интерес ко мне. Четверо вышли по своим делам. Со мной остались лишь Дмитрий Кульдимов и Александр Федотов.
Дмитрию Кульдимову 15 лет. Среднего роста. Короткая стрижка. Крупные черты лица, большие голубые глаза. Черный спортивный костюм. Белые кроссовки. Самый младший в группе, но самый крупный и коренастый из ребят. Несмотря на возраст, на его щеках и подбородке уже пробивается щетина. За свою короткую жизнь был судим за разбой, грабеж и угон автомобилей.
- Последний четвертый угон - самый запоминающийся, - смеется Дима. - Когда поймали, выяснилось, что машина принадлежит бывшему начальнику шестнадцатой зоны. А я и не знал. Мне в ментовке рассказали. Так в тринадцать лет я попал на год в детскую колонию Тараза.
Оттуда Дима, конечно, сбежал. Его поймали и добавили к основному сроку еще три месяца. Вышел, когда исполнилось четырнадцать. Родители разошлись еще до Тараза, и Дима оказался с матерью и тремя малолетними сестрами. Затем прожил год в детском доме «Шапагат».
- А сюда за что?- спрашиваю.
- Шакалил, воровал, в школу не ходил. Короче, привык жить по кайфу.
В спецшколе Тайпака Дима уже четвертый месяц. На третий день совершил побег. Причину объясняет так:
- Мне сестренка позвонила и сказала, что у нее какие-то отморозки сотку отжали. Ночью я сбежал в город. Приехал, пообщался с местными. Меня там знают как Кульдима. Телефон вернули. Потом меня воротили сюда.
По словам Димы, после спецшколы он хочет начать жить нормальной жизнью - работать, помогать сестрам и матери.
- От кайфа уже отвыкаю постепенно, - говорит он.
Пока мы разговаривали с Димой, подошел Саша Федотов и попросил телефон, чтобы позвонить родным. Саша здесь всего вторую неделю, поэтому сильно скучает по дому. Причина попадания в спецшколу проста - уклонялся от учебы и, как он сказал, травку покуривал. Высокий и худой, он держится отдельно от остальных ребят. Общается в основном с Кульдимом.
С трубкой возле уха он стоял в углу комнаты:
- Алло, привет, это я. Как вы там?.. - За что?.. - Ладно, давай, потом свяжусь!
Саша вернул мне телефон.
- Кто-то там музей какой-то грабанул. Прикинь, Саньку чуть не посадили, - обернулся Федотов к Кульдиму. Потом, видимо, вспомнил, что в комнате чужие, и замолчал.
Наш разговор с Димой и Сашей прервал дежурный. Настало время ужинать.

За пазухой у государства
В предпраздничный день ребятам выдали по тарелке плова с курицей, корейский салат, хлеб с маслом, а на десерт печенье и по одному апельсину. Все шестеро сидят за небольшим столом.
Я подумал, что детей так решили накормить в присутствии журналиста. Оказалось, что это их обычный рацион. Это подтвердили сами воспитанники. Удостоверился в этом, заглянув в меню следующего дня. Праздничный рацион ребят состоял из борща, манной каши, гречки, салата, медового торта, конфет и яблок.
Воспитатели говорят, что для детей из спецгруппы меню предусмотрено более разнообразное, чем для обычных учеников.
Все шестеро едят быстро и шумно. Забив рот едой, они не забывают давать друг другу подзатыльники или спереть у соседа апельсин. Затем ребята вразвалочку пошли к кухонному окошку.
- Апайка, децл! Чаек налейте…
Перед отбоем я заглянул в комнату к ребятам, чтобы пожелать спокойной ночи. В темноте не было видно, спят они или нет. Никто не шевелился.
- Ну, спокойной ночи, счастливо оставаться, - сказал я тихо и хотел было уже закрыть за собой дверь, как с дальнего угла донеслось:
- Сигареты оставь!

Санат УРНАЛИЕВ

Рапхат Кубаев, начальник отделения по делам несовершеннолетних Управления общественной безопасности ДВД ЗКО.
- Анализ статистических данных по преступлениям с участием несовершеннолетних показывает, что основными причинами совершения правонарушений до сих остаются неблагополучная обстановка в семье, бедность и безработица. Эти и другие факторы выводят детей и подростков на криминальный путь.
По данным ДВД ЗКО, за девять месяцев этого года в области зарегистрировано 156 преступлений с участием несовершеннолетних. В том числе одно убийство, два случая нанесения тяжких телесных повреждений, 14 фактов разбоя, 45 грабежей, 47 краж, 14 фактов хулиганства и 19 эпизодов вымогательства. Среди малолетних правонарушителей учащиеся школ, гимназий, лицеев, четверо ранее судимых. Всего 151 подросток. Это почти на 10% меньше, чем в прошлом году, отмечают в полиции. Более половины всех преступлений с участием несовершеннолетних зарегистрировано в Уральске.
По словам Рапхата Кубаева, снижение количества преступлений связано с ростом числа детских и молодежных общественных организаций, которые обеспечивают занятость детей и подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Design by Kumargazhin Almat