Nomer 44 (290) 30 октября 2008 года

   ВЕРНОСТЬ СВОЕМУ ВЫБОРУ

Учитель английского языка СОШ № 7 Лидия Александровна Копистко считает, что педагог - это прежде всего возможность оставаться молодым на протяжении всей своей жизни.
Вот уже 48 лет Лидия Александровна, можно сказать, сполна отдает себя детям. Родители годами дожидаются возможности отдать своего ребенка на обучение английскому языку именно к ней. Три года назад в американо-казахстанском конкурсе на лучшее преподавание английского языка, проводившемся посольством США в Казахстане по программе «АСЕLS», она заняла призовое место, а на деньги, полученные в качестве приза, приобрела два компьютера для своей родной школы № 7 и методическую литературу.

- Почти полвека в педагогике – почетный стаж. Сколько людей называют вас своим учителем? Кто пошел по вашим стопам, или избрал иностранный язык в качестве верного помощника в работе?
- Я не смогу точно ответить на ваш вопрос, сколько учеников мне пришлось выучить за свою жизнь. Даже если каждый год по 50, то получится 2400. Дело не в количестве. В каждом из них осталась частичка меня. 23 года я отдала работе в УПИ им. Пушкина и, наверное, не ошибусь, если скажу, что 75% учителей английского языка в Уральске – мои бывшие студенты. В школу пришла совершенно случайно в 1986 году, приведя на практику своих студентов. В то время директором СОШ № 7 был Василий Андреевич Баев, который и уговорил сменить место работы. Теперь, спустя 22 года, понимаю, что выбор оказался верным. Считаю своей заслугой, что многие мои дети выбрали английский язык в качестве основной или смежной специальности, некоторые - для овладения профессии экономиста, юриста-международника, инженера-нефтяника. И это замечательно, когда благодаря знанию иностранного языка молодежь может повысить свой культурный и профессиональный уровень. Теперь многие мои выпускники работают не только в нашей стране и странах постсоветского пространства, но и в дальнем зарубежье. Не могу не сказать об учениках, которые оставили в моем сердце неизгладимый, глубокий след, о которых вспоминаю с гордостью и любовью. Взять, к примеру, Эдуарда и Татьяну Джунусовых. Они были настолько целеустремленными учениками и преданными своей будущей профессии, что приложили колоссальные усилия к изучению моего предмета. Безусловно, трудолюбие не может не вызывать уважение со стороны учителя. Сейчас они занимают достойное место в жизни и радуют не только своих родителей, но и меня, педагога. Не помню ни одного праздника, чтобы они не поздравили меня из Канады. Большей благодарности учителю и не нужно, когда учителя помнят и ценят, когда и учитель оставляет добрый след в душе ребенка. Часто вспоминаю Ольгу и Юлю Швечковых – упорных и трудолюбивых сестер. Старшая, Ольга, окончила институт в Москве, работает в большой иностранной компании, и, безусловно, знания языка, которые она получила еще в школе, очень ей пригодились. Юля - одна из лучших студенток на своем курсе по английскому языку московского института газа и нефти имени Губкина. Семеро моих учеников участвовали в свое время в тестировании, проводившемся американцами в Астане, после чего прошли обучение на годичных курсах в США, а теперь связали свою профессию с английским языком. И таких примеров много…
- Наверняка и сейчас есть ученики, которые радуют своими успехами?
- Сейчас у меня новый спецкласс. Я преподаю там всего второй год, но хочу сказать, что эти дети очень целеустремленные и трудолюбивые. Они смогли понять, что учиться - не всегда просто, но очень важно для будущей жизни. В прошлом году все мои восьмиклассники заняли призовые места в городской олимпиаде по английскому языку. В этом году группа американских коллег проводила тестирование по языку в школах страны, и одна из моих учениц - Катя Васильева - достойно прошла это испытание и получила реальный шанс обучаться в американской школе без переводчика в будущем году. Ради таких детей стоит жить и работать.
- По какому принципу вы отбираете детей в спецкласс?
- Единственное требование – ребенок должен ХОТЕТЬ и УМЕТЬ работать. Ни количество денег у родителей, ни национальность не имеют значение. Тогда, я считаю, человек добьется всего.
- А для вас есть понятие «трудный» ребенок?
- Да, но не ребенок, а скорее родители, которые нынче уделяют больше внимания материальной стороне жизни, забывая о духовном воспитании детей. Потому дети, обделенные заботой и вниманием, теряются, ощущают себя заброшенными, закомплексованными, часто не имеют четкой цели в жизни, отсюда и проблемы, которые надо решать именно с семьи.
- Насколько изменилась методика обучения иностранного языка в школе за те полвека, что вы работаете на этой стезе?
- Если до 1984 года языку обучали, делая ставку на чтение и перевод, то после появился устный метод, ориентированный на овладение речью. Связано это с изменением потребности в языке. Нурсултан Назарбаев говорит, что для граждан Казахстана жизненно необходимо знать три языка, и школьник должен овладеть казахским, русским и английским языками. Я считаю, что такие выводы президент сделал, исходя из своего опыта, ведь ему часто приходится бывать за границей, и он, наверное, остро осознает потребность в активном владении иностранным языком, особенно английским, являющимся самым распространенным языком мира. Неоценимую помощь в обучении иностранному языку учителям оказывают новые методики, основанные на современных компьютерных технологиях. Наша школа технически хорошо оснащена. Это и интерактивные доски, и компьютеры, и лингафонные кабинеты. И здесь нельзя не вспомнить добрым словом Группу компаний «Конденсат», которая постоянно оказывает помощь, и не только в материальном плане, но и активно поддерживает учительство. Консорциум не жалеет денег на повышение качества обучения, а значит, и подготовки достойного будущего нашей страны – молодежи.
- О какой профессии вы мечтали в детстве?
- Я всегда представляла себя в качестве учителя. И хотя в родительском доме была ужасная теснота, у нас постоянно толпились неуспевающие одноклассники, которым я с упоением объясняла сложные темы, вместе решала задачи и выполняла упражнения, диктовала диктанты. Я требовала выполнять домашние задания, подражая учителям. А в девятом классе влюбилась в английский язык, и его преподавателя Луизу Федоровну Якимович. И когда одноклассники только определялись с выбором профессии, у меня не было никаких сомнений. Поступила в институт иностранных языков в Москве и стала учителем. К английскому прибавился еще и французский язык. После вуза были перспективы остаться в столице СССР, но я их для себя не рассматривала, так как считала своим долгом реализовать себя на своей малой родине.
- Обучение - это взаимный процесс. Чему научились вы за годы общения с молодежью?
- Работа с детьми повлияла на мой характер. В начале своей педагогической карьеры в вузе я была, пожалуй, излишне строга, сейчас же стала более мягкой, лучше понимающей детскую душу. Дети заряжают меня своим оптимизмом, непосредственностью, помогают смотреть на мир более критичным и в то же время добрым взглядом. Это заслуга ребят, когда педагоги не чувствуют свой возраст, легче переносят жизненные невзгоды и еще раз убеждаются в верности выбора профессии.

Беседовала Ирина КРИУЛИНА

 

 

Design by Kumargazhin Almat