Nomer 44 (290) 30 октября 2008 года

  ВЛАСТЕЛИН ПЛАСТИЛИНА

Фамилия – Воронин, имя – Юрий, отчество - Юрьевич. С детских лет выигрывает различные конкурсы по мелкой пластике – скульптурному миниатюрному цветному портрету. Призер закрытых соревнований по рукопашному бою среди спецвойск ЮГВ 1987 и 1988 гг. в Венгрии. Инструктор рукопашного боя. Фанат спорта. Антрополог и этнолог, психолог, историк и скульптор, знаток анатомии человека и йоги. В последние 12 лет работал на руководящих должностях в СБ на частных предприятях городов Уральска и Киева. В частности, в ТОО ПСП «Серик», ЗАО ЗК КХП «Ак кайнар», в Киеве – начальником СБ Центрального Гастронома, ТОО «Континет». В настоящее время – начальник службы безопасности негосударственного предприятия. Вот такой разносторонний человек сидит передо мной, рассказывая о себе. А вопросов с каждой минутой возникает все больше, так охотно и со знанием предмета отвечает на них наш гость.

- Юрий, расскажите, где вы учились?
- Получил художественное образование в Московском государственном художественном институте им. В. Сурикова на факультете скульптуры. Занимался в персональной мастерской скульптора О. Манизера. Одновременно заочно учился в Киевском государственном университете им. Шевченко на историческом факультете. Однако в связи с начавшейся перестройкой не получил того, что ожидал – уровень преподавательского состава, скажем так, не соответствовал желаемому…
- Почему вас привлекает именно пластическая миниатюра?
- Как сказал великий Роден, хороший бюст стоит целой биографии. Это на самом деле так. Портрет – серьезная вещь! Ни один жанр изобразительного искусства не окружен таким ореолом мистики и тайны, как портрет. Испокон века известно, что некоторые художники могут обладать интуицией врача-диагноста. Разве не интересно, к примеру, разгадать тайну смерти жены Ильи Глазунова или дочери Александра Шилова? Или писателя Всеволода Гаршина, с которого Репин писал царевича в картине «Иван Грозный убивает своего сына», и который вскоре покончил с собой? Меня всегда привлекала антропология и этнография. В 1992 году довелось работать в Украинском государственном музее художником на заказ, где я делал портреты древних русичей и запорожцев. Работал на заказ в Отделе семитологии Института востоковедения АН СССР. А в Венгрии на плацу одной из военных частей стоял бюст маршала Жукова из цемента, выполненный мною. Приходилось лепить и Сталина - на заказ для бизнесмена из Москвы. Самое большое количество заказов было на тему белого движения, в частности, Александра II и Николая II, а сейчас - на тему средневекового Востока и древнеримской истории, где-то соответственно 25 и 75 процентов.
- Что еще вы можете изображать?
- Все, что угодно, от персонажей «Тысячи и одной ночи» до образцов вооружения и экипировки всех времен, а в основном документально-исторический портрет. При условии, что это меня заинтересует профессионально. На данную тему можно говорить бесконечно. В перспективе думаю полностью посвятить себя такой науке, как пластическая реконструкция личности, то есть по обрывочным сведениям можно восстановить образ человека целиком. Это весьма ценно для истории. Например, великий Марк Антокольский, создавая своего Ивана Грозного, смог представить и передать его так близко к реальной действительности, что когда антрополог М. Герасимов восстановил образ по черепу, все удивились сходству с оригиналом. В криминалистике, понятное дело, это поможет находить преступников. Кроме того, через портрет можно воздействовать на личность, как это использует в своей работе психотерапевт Г. Назлоян из Армении. Известный французский психиатр по портрету дочери генерала Драгомирова С. Луканской работы Серова предсказал у нее начало душевной болезни. Существует также методика изменения характера через изменение почерка. В Японии уже лечат многие заболевания каллиграфией. Вообще возможности воздействия через изображение на психику еще мало изучены.
- Тогда такой вопрос: есть ли где-нибудь аналоги тому, чем вы занимаетесь?
- Нет, пока эта ниша не заполнена. Если не считать ширпотреб в виде оловянных солдатиков. Понимаете, у меня своя программа – создать деятелей российской истории со времен древнейшей истории до начала ХХ века. Это князь Святослав, Владимир Святой, Владимир Мономах, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Иван Грозный, Борис Годунов, Петр I, адмирал Ушаков, генерал Алексей Ермолов. Перспективы здесь огромны.
- А как же знаменитый музей восковых фигур мадам Тюссо?
- На мой взгляд, в них не воспроизводится психологический портрет личности, а только внешнее обличье, притом не всегда достоверно-документальное. Другими словами, нет души, а просто муляжи.
- Где вы берете пластилин для своих работ?
- Да, это не так-то просто, особенно цветной пластилин. Заказываю в Ангарске, а еще в Чернигове на Украине. Друзья помогают…
- Вы продаете свои работы?
- У меня есть индивидуальные заказы в России, в основном это изделия для кабинетов и личных библиотек. Выполняются в масштабе 1:6, то есть примерно 30 см высотой, а также 1:5 и 1:4, до 50 см.
- Вы не хотите превратить это в стабильный бизнес?
- Над этим я в данное время и работаю.
- Вы занимаетесь самосовершенствованием?
- Совершенно верно. Правда, и в литературе, и в кинематографе на исторические темы с болью замечаю много ошибок и неточностей. К примеру, в российском учебнике «Всемирная история с древнейших времен до конца ХIХ века», автором которого является доктор исторических наук академик Н. Загладин приводится факт появления картофеля в России при Петре I (стр. 310, 4 абзац). На самом же деле картофель в Россию был завезен в 1736 году, через 11 лет после смерти Петра Великого. А при русском императорском дворе картофель впервые попробовали 12 августа 1741 г., в день рождения Иоанна Антоновича (Ивана IV). Назывался он «тартуфель». Корнеплоды прислали ко двору из ботанического сада Санкт-Петербурга, и на каждого придворного досталось по 150 фунтов, то есть около 500 гр. А Петр I прислал из Голландии в Россию топинамбур, или земляную грушу.
В исторических кинофильмах древнеримские всадники используют стремена. На самом деле стремена, как и саблю, в Европу принесли тюрки и авары в VI веке, а изобрели их, правда, в примитивном варианте, китайцы еще в V в., т. к. им приходилось много воевать с кочевниками-гуннами. Об этом говорит ведущий специалист по древнему и средневековому вооружению, кандидат искусствоведения и кандидат исторических наук Михаил Горелик. В телефильме «Россия молодая» есть ошибки в военном костюме, а ведь художник по военному костюму Наталья Полях получила за эти фильмы о Петре государственную премию. В книге историка, этнографа и географа Льва Гумилева «От Руси до России», переизданной в 2003 г. издательством «Кочевники», говорится, что в 1698 г. сорок тысяч стрельцов самовольно оставили границу и выступили против Петра I (227 стр., 2 абзац). Однако в этом знаменитом восстании стрельцов участвовали не 40, а четыре тысячи стрельцов полков Гундертмарка, Колзакова, Чермного и Чубарова.
Вот так порой пишется история.
- Вы сказали, что возглавляете службу безопасности на частном предприятии? Как это сочетается с искусством?
- Никак. Искусство – это призвание, а работа – суровая необходимость. Здесь тоже надо держать себя в форме, повышать квалификацию. В мае прошлого года участвовал на конференции руководящего состава негосударственных формирований СБ в Киеве. Работал экспертом по экономической безопасности при министре экономики Украины. Там же прошел курс подготовки в элитной школе телохранителей «Гермес». Кстати, в 1987 году довелось участвовать в охране Геннадия Хазанова, Лаймы Вайкуле и Андрея Андреевича Громыко. Кроме того, учился в Киеве в Академии стандартов безопасности на кафедре экономической безопасности.
- Что значит держать форму?
- Когда-то, еще в десятом классе, я мог отжаться от пола 300 раз. В 18 лет за 20 минут отжимался от пола уже 1200 раз. В 1999 году отжался за один подход 3329 раз. В 17 лет отжимался в упоре на брусьях 120 раз, а с 16-килограммовой гирей не шее – 67 раз. На правой ноге приседал 80 раз, на левой – 67. В 1999 году на спор присел без разминки на одной ноге пять раз с мужчиной весом 102 кг на плечах. Отжимался с 85-килограммовым грузом по 10-12 раз за подход. А по подтягиванию в 1985 году занимал первое место по Уральску и ЗКО – 32 раза, причем левой рукой – 2, а правой – 3 раза. Но летом этого года попал в автоаварию, после чего еще не совсем восстановился. Кстати, тогда же, в конце 80-х годов судьба в лице заведующего культурным сектором в гостинице «Россия» в Москве Гасана Мамедова свела меня с Валентином Дикулем в Москве. Так он сказал, что рано давать такие нагрузки по возрасту. Но я не перестал их давать, потому что резервы человеческого организма в любом возрасте безграничны. Это великолепная боевая машина, доставшаяся нам от предков, которую современный человек приводит в негодность. Дух и тело можно и нужно тренировать всегда и везде. У меня есть своя специальная методика, как стать сильным и здоровым физически и духовно за короткое время, но это тоже требует отдельного разговора.
Остается добавить, что за время нашей короткой беседы Юрий слепил из куска синего пластилина портрет древнерусского князя, а с собой принес еще несколько портретов (на снимке). Жаль, не хватило времени на многие попутные интересные темы.
Но надеемся, эта встреча с ярким талантом не последняя.

Беседовала Вера ПЛЕТНЕВА

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat