Nomer 48 (190) 30 ноября 2006 года

   ВТБ - НОВЫЙ МММ?

 То, что с ВалютТранзитБанком происходит что-то неладное, стало ясно еще в июне, когда его отец-основатель Андрей Беляев написал письмо президенту с предложением инициировать непримиримую борьбу с рейдерством - организованным захватом чужого бизнеса при помощи коррумпированных чиновников. Спустя четыре месяца было возбуждено уголовное дело против самого Беляева с домашним арестом. Чем все это закончится для него, неизвестно, а вот вкладчикам банка, очарованным в свое время агрессивной рекламной компанией ВТБ, точно не позавидуешь.
Много ли таких вкладчиков в ЗКО, и каковы дальнейшие намерения банка? С этим вопросом мы обратились в Западно-Казахстанский филиал ВТБ. Однако руководство филиала от комментариев отказалось, сославшись, что информацию можно получить только в Караганде, т.е. в головном офисе. Однако в шахтерской столице, куда мы позвонили, сперва предложили дождаться ответа оператора, потом сообщили, что оператор не может сейчас ответить, и под конец сказали, что у ВалютТранзитБанка есть… почтовый ящик.
В государственных органах получить подробную информацию также не удалось. В областном филиале Национального банка нас отфутболили в Западно-Казахстанское представительство Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. Однако там журналистов отправили в Алматы:
- Обращайтесь в пресс-службу Агентства с письменным запросом, а мы не уполномочены отвечать на вопросы журналистов.
Пришлось писать запрос в Алматы. Ответ, полученный лишь через две недели, подробностями не изобиловал. Как оказалось, точного количества вкладчиков Западно-Казахстанского филиала в Агентстве не знают. Чтобы выяснить это, нам посоветовали обратиться… в Караганду. В ответе было лишь сказано, что ВалютТранзитБанк является участником системы гарантирования депозитов. Как говорится, и на том спасибо.
Между тем, в редакцию «Надежды» продолжают поступать звонки от пострадавших вкладчиков ВТБ. Что будет с банком, вопрошают они. Поэтому мы связались по телефону с сотрудницей пресс-службы Агентства Ш. Мамытаевой, так как именно ее фамилия значилась в ответе на наш запрос. Она сообщила, что решение о ликвидации ВалютТранзитБанка еще не принято. ВТБ, по словам Ш. Мамытаевой, в настоящее время пребывает в стадии «просроченной задолженности». А это значит, что страховой момент для Фонда гарантирования вкладов еще не наступил.
Кстати, данный фонд гарантирует возврат вкладов лишь физическим лицам. Размер гарантийного возмещения сейчас установлен на отметке в 400000 тенге, а с нового года он увеличится до 700000 тенге. В связи с этим возникает вопрос, а что делать юридическим лицам и тем физическим лицам, чей размер депозита намного превышает 700000 тенге, если ВалютТранзитБанк все-таки признают банкротом? Все наши попытки добиться ответа на этот, а также другие не менее важные вопросы, так и остались безуспешными. В общем, сложилось впечатление, что государство бросило на произвол судьбы десятки тысяч западно-казахстанских клиентов ВалютТранзитБанка, а в масштабах страны – сотни тысяч. Одним из таких бедолаг является Александр, с которым мы разговорились во время визита в местный филиал ВТБ.
- Я открыл здесь депозит на приличную сумму, - поведал расстроенный Александр. – В этом же банке и депозит моей дочери. Обещали вернуть, но не все и неизвестно когда. Теперь мы с дочкой поняли, что сильно оплошали, положив деньги в один и тот же банк…
ВалютТранзитБанк с самого начала отличался некоторыми странностями. Например, был очень неравнодушен к непрофильному бизнесу. То казино заведет, то аквапарк, то откроет громадный супермаркет, что вообще-то не принято у финансовых учреждений такого уровня. Возможно, такое разнообразие интересов связано с прошлым господина Беляева. Известно, что опыт банковского дела он некогда нарабатывал в Москве в печально известном МММ.
Андрей Беляев теперь под домашним арестом, а следователи «шерстят» его бумаги. По сведениям финансовой полиции, банк перечислил на счет фирмы-«однодневки» 1,7 миллиарда тенге, которые затем были переведены двум другим фирмам и в итоге оказались на лицевом счете Андрея Беляева. Следователи нашли оригиналы документов в чердаке здания банка, а также в отсеке отопления и в бильярдной. По словам сотрудников финполиции, это далеко не единственная попытка увести средства и имущество банка через аффиллированные компании.
Странной в этой ситуации выглядит позиция Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. Судя по всему, о проблемах ВТБ ему было известно еще зимой, почему оно в таком случае не реагировало на широкомасштабные рекламные акции банка и не приостановило прием новых вкладов? А если известно не было, то на кой ляд нужен такой надзорный орган?..

Ербол ИСМАГУЛОВ,
фото Георгия СЕМЕНОВА

Design by Kumargazhin Almat