Nomer 48 (190) 30 ноября 2006 года

   Иван ЧУМАКОВ: "ПОДВИГ-ТО СОВЕРШИЛ, ДА ЖИЛЬЕ НЕ ЗАСЛУЖИЛ!"

  «Помнится, «Надежда» неоднократно сообщала, что легендарный артиллерист Иван Чумаков бедствует без собственного жилья. Интересно, куда теперь судьба закинула старого солдата?».
С таким письмом в редакцию обратился ветеран труда Андрей Долгов.
Одним из ярких представителей, возможно, самого трагического поколения в нашей многострадальной истории является Иван Ювинайлович Чумаков – ветеран Великой Отечественной войны, инвалид второй группы, которому в октябре исполнилось 92 года. Наша газета не раз взывала к соответствующим властным органам с целью обратить внимание к бедам этого одинокого и больного, но не потерявшего крепость духа человека. Увы, тщетно. Мы разыскали ветерана в доме инвалидов.
В 1931 году его родителей раскулачили, после чего отца забрали в Кулацкую артель, как тогда ее называли, а всю семью, в которой Иван Ювинайлович был старшим сыном, выселили из дома.
- Только благодаря добрым людям, которые помогли матери, выделив полуразрушенный дом на окраине села, мы кое-как смогли выжить, - вспоминает ветеран. - Причину всех тех событий я понял только после того, как прочитал «Поднятую целину» Шолохова. Проработав конюхом в Чувашинском МТС до призыва в армию в 1937 году, Иван Ювинайлович попал в полковую школу подготовки младшего командного состава.
- В 1940 году я вместе с другими сержантами был вызван командиром полка, который предложил нам остаться на сверхсрочную службу, - продолжает воспоминания Иван Ювинайлович. – Служил на Дальнем Востоке в бухте Надежда, в горно-стрелковом полку.
В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, он стал обучать вновь прибывающих красноармейцев. Но после многочисленных заявлений с просьбой отправить на фронт зимой 1943 года был направлен в Челябинск, где три месяца обучался на наводчика самоходной артиллерийской установки. И в октябре того же года прибыл на второй Белорусский фронт, где воевал в составе 1436-го Гвардейского Минско-Гданьцевского Краснознаменного самоходно-артиллерийского полка, и участвовал в освобождении Белоруссии. После небольшого отдыха полк в составе 3-го Гвардейского Котельнического танкового корпуса был направлен в Прибалтику.
В одном из тяжелейших боев под Клайпедой, нашу самоходку подбил немецкий «Тигр», - рассказывает Иван Ювинайлович. - Я был контужен и получил сильные ожоги, но после госпиталя вернулся в строй. В марте 1945 года, когда наши части освобождали Польшу, на окраине города Сопот командир самоходки увидел в бинокль уходящую из бухты в открытое море немецкую подводную лодку. Он сразу дал команду открыть огонь по вражеской цели. Первый снаряд – недолет, второй – прямое попадание, третьим снарядом вражеская субмарина была окончательно потоплена…
За этот единственный и в своем роде невероятный подвиг командир самоходки младший лейтенант Александр Левых и наводчик старший сержант Иван Чумаков получили ордена Боевого Красного Знамени, а механик-водитель и заряжающий – ордена Красной Звезды.
5 мая 1945 года части Красной Армии, в рядах которых воевал Иван Ювинайлович, дошли до реки Эльбы, где встретились с английскими войсками.
- После войны нас, коммунистов, пригласили в горком партии в связи с освоением целины, - продолжил свою историю Иван Ювинайлович. - Работал в селе Рубежка животноводом, был наставником молодежи, и всегда добивался хороших показателей. Общественная работа стала неотъемлемой частью моей жизни. Был членом парткома, членом правления колхоза, председателем совета ветеранов войны и труда. Все поручения всегда выполнял с душой, не жалея ни времени, ни сил, за что не раз был награжден. В числе первых мне было присвоено звание «Ударник коммунистического труда». Я не считаю, что жизнь прожил напрасно, потому что целиком и полностью отдал ее на благо Родины, и горжусь собственной судьбой…
- Так случилось, мои сын и дочь умерли, и я остался совсем один. А так хотелось бы иметь собственный угол, авось Бог послал бы бабульку, и я спокойно прожил бы остаток жизни рядом с ней, но видимо, не судьба, - с грустью говорит ветеран.
Этим летом Иван Ювинайлович по предложению офицеров из горвоенкомата, чьи фамилии он не смог вспомнить, практически не имея другого выбора, переехал в дом инвалидов, потеряв всяческую надежду на собственное жилье, в очереди на которое стоит более десяти лет. Сейчас он в списке 234-й.
- Такими темпами, которыми эта очередь движется, квартиру я получу лет через пятнадцать. Дело остается за малым – дожить до того момента, - с иронией замечает Иван Ювинайлович. – К тому времени, возможно, останусь последним живым ветераном...
- Сегодня, в нашей области проживают 815 участников Великой Отечественной войны, из них 496 - инвалиды. Вопрос жилья для ветеранов – самый острый и больной. Он стал причиной многих бед и нерешенных проблем, превративших остаток жизни многих наших ветеранов в одно большое разочарование, - говорит председатель городского совета ветеранов войны и труда Амирхан Карасаев. - На 1 октября 2006 года в списке очередников находится 573 участника ВОВ и лиц, приравненных к ним, и 287 инвалидов войны.
- В 2003 году жилье получили 13 ветеранов войны, в 2004 году никто не получил, в 2005-м, в год 60-летия Победы, – 21, в нынешнем 2006 году – только девять, которым были выделены квартиры в двух новых 80-квартирных коммунальных домах. Еще 60 квартир планируется выделить в таком же 80-квартирном доме, который к концу года должен быть достроен в 6-м микрорайоне, рядом с плавательным бассейном, - сообщил начальник городского отдела жилья и ТЭК Бахытжан Шамшитов.
Все эти цифры наводят на очень грустные размышления. Заместитель акима города Насипкали Имангалиулы, курирующий жилищные вопросы, сказал в свою очередь:
- Мой отец тоже участник Великой Отечественной войны, поэтому этот вопрос волнует меня не меньше. Но существует законодательство, определяющее нормы и правила, которые мы выполняем. Всего есть одиннадцать категорий льготников, среди них участники и инвалиды Великой Отечественной войны, и все они остро нуждаются в жилье, которое может выдаваться только в порядке общей очереди. Распределением занимается жилищная комиссия. Если выдать в виде исключения жилье хотя бы одному, то среди остальных это вызовет законный протест и негодование. В этом году по решению областного акимата планируем выделить 60 квартир участникам и инвалидам войны. Однако чтобы помочь всем фронтовикам, необходимо построить минимум десять таких домов…
Словом, остается пожелать Ивану Ювинайловичу и сотням других таких же несчастных ветеранов дожить до того момента, когда они получат ключи от заслуженных квартир.
А как быть с фактами незаконного получения жилья, спросит читатель? Что ж, это тема отдельного разговора.

Максим РАХИМ,
фото Георгия СЕМЕНОВА

 
Design by Kumargazhin Almat