Nomer 13 (415) 31 марта 2011 года

  РАСПЛАТА ЗА ГРЕХИ

27 марта, в Международный день театра, ожидания уральских театралов оправдались, можно сказать, сполна. Самарский режиссер Александр Мальцев, уже известный в Уральске своими работами, в минувшее воскресенье поставил спектакль по произведению Чингиза Айтматова «Плаха».


Если говорить о реакции зала, то выбор произведения, да еще и такого сложного, как «Плаха», конечно, шокировал местную публику. Ведь этот роман Чингиза Айтматова, впервые опубликованный в 1986 году в журнале «Новый мир», вызвал много споров, которые не утихают и по сей день. «Плаха» вызывает разную реакцию – от восторга до полного отрицания, как в смысле художественности, так и правдивости образов. Некоторые критики обвиняли этот роман в бескомпозиционности и бессюжетности. А тут молодой режиссер из Самары решился на такой, можно сказать, даже дерзкий шаг, написав собственный сценарий. Сплести сюжетные линии в одно целое – дело нелегкое, но, на мой взгляд, у Мальцева это получилось. Во всем, начиная от декораций и заканчивая действующими лицами, чувствовался профессиональный подход. Да и артисты нашего театра выложились на все сто.
Насколько понята эта постановка зрителями и будет ли она долго «жить» в театре? Такой спектакль требует не только подготовленного зрителя, но и, наверное, зрелого в духовном отношении. Сразу после премьеры можно было услышать двоякое мнение о спектакле. Некоторые считают, что в «Плахе», как в коктейле, перемешались образы Понтия Пилата, Христоса, изгнанного семинариста Авдия, чабана Бостона, «гонцов» за анашой и волчьего семейства. А разом принять такой симбиоз довольно сложно.
Другие, а таковых, кстати, большинство, вышли из зала восхищенные работой режиссера. К примеру, кандидат филологических наук Оксана Опря сообщила, что Чингиз Айтматов – ее земляк, а потому его произведения для нее имеют особую ценность:
- В своих книгах Айтматов поднимает вечные темы. В «Плахе» - это тема добра и зла. Проза Айтматова такая проникновенная. Его образы остаются в сознании надолго. Он умеет затронуть самые глубинные мысли, которые человек потом еще долго осмысливает. Настолько все получилось, что я была тронута до глубины души. Музыка, декорации, помост в виде плахи, Голгофа, на которую человек постоянно всходит, игра актеров - все было здорово. Очень гармонична основная линия произведения. А эти слова Айтматова, прозвучавшие в конце, о том, что человек сам устраивает себе карусель бед на земле, вообще считаю исключительной режиссерской задумкой. Если кто-то еще и не читал «Плаху», после такой постановки обязательно обратится к ней.
В спектакле «Плаха» можно выделить несколько сюжетных линий, связанных общей проблематикой. Первая - это судьба пары волков — Акбары и Ташчайнара, в роли которых отлично выступили артисты Татьяна Котельникова, и Алексей Юшко. Волки перебрались в горы, надеясь, что там они спасутся от людей, но их волчат украл из норы в горах человек. А когда волки начали мстить за своих детей, люди убили и их.
Вторая сюжетная линия связана с судьбой Авдия Калистратова, которого правдоподобно сыграл Андрей Уразов, — молодого человека, изгнанного из духовной семинарии. После этого Авдий надеется на то, что ему удастся уговорить молодых ребят бросить опасный промысел и покаяться. Однако гонцы за анашой избили и выбросили Авдия с поезда.
Следующая линия - диалог римского прокуратора, приговаривающего Иисуса к смертной казни. Разговор Понтия Пилата, в образе которого блестяще предстал Марк Ларин, и Иисуса Христа, образ которого не менее профессионально воплотил Руслан Джумахметов, держит зрительный зал в постоянном напряжении и тревоге.
Трагична судьба бедного чабана Базар-бая (Сергей Пацаль), который нашел в горах логово волков и забрал оттуда щенков. Этот поступок стал причиной многих бед в целом совхозе. Волки начали мстить людям. Но больше всех пострадали Бостон (Максим Немчинов) и его жена Гулюмкан (Светлана Каландарова), они потеряли самое дорогое, что у них было, — новорожденного сына.

"МЫ ДАВНО УЖЕ НА ПЛАХЕ!"

«Плаха» - пятая по счету постановка Александра Мальцева в театре им. А. Островского. Он хорошо знает коллектив местных актеров, а потому не страшится браться за столь сложные философские романы.

- Поставить на сцене прозу – шаг рискованный. Чем обусловлен ваш выбор?
- Прежде всего просьбой руководства театра им. А. Островского показать в Международный день театра что-то из национальной классики. Посоветовавшись с директором театра Юрием Зеленцовым, мы решили взять для постановки «Плаху» Чингиза Айтматова.

- В чем сложность постановки этого произведения на сцене?
- Сложно, во-первых, написать пьесу по такому роману, где очень много параллельных линий и персонажей, ведь нужно выделить наиболее важное. В уральском театре я работаю не впервые. Знаю коллектив, который, в свою очередь, хорошо знает меня. Поэтому времени для знакомства не требовалось, мы сразу же стали заниматься делом. Не скажу, что было трудно работать с актерами, наверное, это им сложно было раскрываться именно в такой постановке. Драматургическое произведение непросто сделать зрительным. Но, на мой взгляд, задумка осуществилась на 90 процентов. А оставшиеся десять наверняка появятся в ходе проката спектакля.

- Какие современные режиссерские приемы вы использовали в своем сценарии?
- Что касается режиссуры, то ее сложно понять, не посмотрев спектакль на сцене. Конечно же, брал три сюжетные линии. Это Авдий – Гришан, Иисус – Понтий и Базарбай - Бостон. Сквозным действием проходит судьба Акбары и Ташчайнара. Безусловно, выбранная мной декорация диктует определенную манеру актерской игры, а помогает этому и музыкальное сопровождение, и пластический рисунок спектакля, поскольку важно было донести до зрителей само «слово» Чингиза Айтматова. А оно у него «вкусное» и образное. Это удавалось через какие-то поиски, символизм и прочее.

- На что бьете в этой работе, в чем, по-вашему, заключается ее интерес?
- Я бью, наверное, уже тем, что ставлю это произведение на сцене. Насколько знаю, в истории зарубежного и российского театра пока никто этого еще не делал. Ставили спектакль по произведению Айтматова «И дольше века длится день», но за «Плаху» никто не брался.

- А как вы относитесь к творчеству Айтматова?
- Мне очень нравится этот писатель. С удовольствием читаю и крупные его работы, а также повести и рассказы. Судя по тому, как сейчас пишут, такого мэтра литературы еще не родилось. Думаю, что настало время остановиться и посмотреть на себя и понять, что вообще происходит сегодня в мире, кто мы в нем такие, что и зачем делаем? Свершается страшный суд, а люди не замечают, что происходит. Возможно, что мы давно уже на плахе. Поэтому стоит обратиться к себе и понять, что становится действительно трудно оставаться человеком изо дня в день. Эта одна из основных проблем, которые, на мой взгляд, так умело раскрывает Айтматов в своих произведениях.

Галина КАРЕНСКИХ


 

 

 

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat