8
Nomer 13 (415) 31 марта 2011 года
9

   С ДЕТЬМИ НУЖНО РАЗГОВАРИВАТЬ!

Полиция продолжает расследовать обстоятельства двойного самоубийства школьниц, произошедшего 16 марта. Тем временем в редакцию позвонила мама Элеоноры Бигалиевой, которая обвинила в смерти дочери ее подругу Мариям, якобы и подтолкнувшую одноклассницу на суицид. Кроме того, выяснилось, что обе надписи у дома, с которого спрыгнули девочки, посвящены Элеоноре. Близкие называли ее Алелей. В свою очередь, родственники Мариям отрицают все обвинения и до сих пор не могут понять, почему девочки решились на отчаянный шаг.
Как бы то ни было, истинную причину своей гибели школьницы унесли с собой.
Где лежат истоки суицидального поведения подростков? Как можно уберечь детей от необдуманного поступка? На что должны обратить внимание родители?
Об этом в редакции «Н» рассуждали психологи Райса БАЙДАЛИЕВА и Виталий КУЗНЕЦОВ.



- Почему именно в подростковом возрасте высок риск самоубийства?

В. Кузнецов:

- У несовершеннолетних еще не сформированы принципы и взгляды, понятия жизни и смерти размыты. Поэтому зачастую для подростков характерны протестные настроения, импульсивные действия, которые могут выражаться разными способами, вплоть до самоубийства. Несовершеннолетние не осознают, что идут на смертельный шаг. Они видят собственную смерть как бы со стороны, становятся некими режиссерами своего суицида, причем со счастливым концом. Подростку кажется, что он будет видеть, как взрослые плачут над его телом, осознавая свою вину, а он потом оживет и скажет: «Вот видите, к чему привели ваши запреты и непонимание». Однако выйти на поклон после «спектакля», само собой, не удастся.

Р. Байдалиева:

- Подросток не может адекватно оценить проблемную ситуацию из-за нарастания эмоционального напряжения. Я специально акцентирую на этом внимание, чтобы взрослые понимали: возможности растущего человека ограничены.
Проблему усугубляет тот факт, что многие родители даже не допускают мысли, что у их ребенка могут появиться суицидальные мысли. Многие родители считают, что раз ребенок не жалуется, не обращается к ним за помощью, значит, у него все хорошо. На этом родители и успокаиваются. Ко мне однажды пришла школьница 12-13 лет, без сопровождения родителей. Она находилась в подавленном состоянии, но, судя по ее словам, родители не обращали на это внимание. Сама девочка не смогла обратиться к ним за помощью. О чем это говорит? Вероятно, школьница не была уверена, что они захотят понять ее переживания.

- Что может подтолкнуть несовершеннолетнего на добровольный уход из жизни?

В. Кузнецов:

- Причины могут быть разными, например, протест против родителей, учителей, навязанных ориентиров. Помимо этого, к самоубийству может привести страх понести наказание за какой-либо проступок. Также подросток может таким образом обратить на себя внимание взрослых, когда он не в состоянии сделать это вербально. В моей практике был пример, когда мальчик 12-13 лет нарочно оставил дома записку со словами «Я не хочу жить» и ушел из дома. Когда мама обнаружила послание сына, она вместо того, чтобы забить тревогу, по душам с ним поговорить, выяснить причину этого послания, заявила: «Чтобы я больше этого никогда не видела». Это типичная реакция многих родителей – закрыть глаза на происходящее, не допустить мысли о том, что с их чадом может произойти что-то страшное, тем более самоубийство.
Одна из ведущих причин детских самоубийств – нестерпимая душевная боль из-за перенесенной физической либо психической травмы. При этом ребенок остается наедине со своей болью. Я неоднократно сталкивался с подобными проявлениями. Дети, к счастью, выжили, но попытка-то была! Причину они объяснили невозможностью перенести душевные страдания. Единственное спасение они увидели в смерти.

Р. Байдалиева:

- Причинами суицидального поведения могут быть не только страдания, но и чрезмерная ответственность за близких. Такая гиперответственность также может влиять на ощущение своей несостоятельности. Иногда юный человек берет на себя ответственность за разрешение каких-либо семейных проблем. У меня на приеме была восьмиклассница, находившаяся практически на грани нервного срыва. У нее были планы получить высшее образование, а затем высокооплачиваемую работу, чтобы обеспечить образование младшему брату. Поэтому она неистово училась на отлично с целью окончания школы с «Алтын белги», чтобы гарантированно поступить на грант. Получив первую четверку в четверти, школьница испытала настоящее потрясение, ведь для нее это было катастрофой. Вряд ли такая ответственность посильна для детских плеч.
- Насколько тесно с проблемой детского суицида связано школьное обучение?

В. Кузнецов:

- Сейчас в нашем обществе сложилась ситуация, когда человека едва ли не с пеленок учат быть успешным, лучше других, богаче других. И уже со школьной скамьи ребенок вынужден выжимать из себя все соки, чтобы быть впереди остальных. Он может не любить учебу, но с него требуют, и он делает. Самое страшное, что данная установка закрепляется в учебных заведениях и становится официальной. Вы посмотрите, как с каждым годом усложняется школьная программа. А ставшая притчей во языцех нервотрепка с ЕНТ? Направленность идет не на процесс обучения, а на результат. В одноклассниках видятся уже не друзья, а соперники. Вот и получается, что у детей воруют детство.
Р. Байдалиева:
- По замыслу, школа должна развивать детей, но, к сожалению, чаще происходит иначе. Приведу конкретный пример. С недавнего времени в школах введен предмет «Самопознание». Идея неплохая, школьники действительно должны научиться понимать себя, но что происходит на самом деле? В одной из школ на одном из таких уроков в младших классах учительница выставила ученика перед всем классом и предложила дать ему оценку. Дети негативно оценили одноклассника. Мальчик не снес оскорблений и попытался отравиться. К сожалению, такие «опыты» приносят только вред. Ученики начальных классов не всегда готовы говорить то, что думают. Чаще всего дети говорят то, что от них ожидают услышать.

- Как вы оцениваете работу школьных психологов?

В. Кузнецов:

- Дело в том, что психологи, особенно молодые, в школе занимаются всем, чем угодно, только не работой с детьми. Оказывается, в ряде школ директора требуют от психологов в течение короткого времени провести исследование и подготовить отчет об изменениях в психике детей, причем обязательно с положительной динамикой. А ведь чтобы хоть немного разобраться в детской психологии, нужен не один год, а довольно длительные наблюдения. И не всегда результат будет положительным. Директора же объясняют, что это не их прихоть, а требование городского отдела образования.

Р. Байдалиева:

- Большинство школьных психологов не готовы работать с детьми. А иногда своим профессионализмом способны спровоцировать суицидальные попытки у тех, к кому они должны были бы прийти на помощь. Например, в одной из школ психолог проводила опрос, где спрашивалось: «С кем из одноклассников вы не хотите общаться?» Опрос проводился в пятом классе. Большинство детей указали имя мальчика, которого не любили из-за того, что его ставили в пример учителя. Мало того, что она включила «запрещенный» вопрос, так она еще при всем классе осудила его неумение общаться со сверстниками. Школьник пришел домой и… попытался повеситься. К счастью, в доме находилась его бабушка, которая успела вытащить внука из петли. После этого мальчика перевели в другую школу, сейчас у него все нормально.

- Какие ошибки в воспитании детей допускают родители?

В. Кузнецов:

- Родители часто закрывают глаза на проблемы детей, обесценивают их. К примеру, подросток испытывает первую любовь (часто это носит болезненный характер), у него может появиться депрессия, особенно если чувства безответны. А мама и папа ему говорят: «Это ерунда, не переживай, все пройдет, у нас такое тоже было. Найдешь себе другую». А ведь для ребенка эта проблема на первом месте, она занимает всю его жизнь в данный момент. Взрослые этого не понимают.
Приведу пример. Десятилетняя девочка заявила родителям, что не хочет жить, поскольку у нее проблемы в личной жизни. Родители стали ее упрекать, мол, живешь на всем готовом, все у тебя хорошо, а ты еще и жалуешься. Такой подход может привести к тому, что ребенок замкнется и не станет больше откровенничать с родителями.

Р. Байдалиева:

- К сожалению, многим родителям свойственно упрощать сложные для ребенка ситуации, или, наоборот, преувеличивать затруднения, которые он испытывает. Умение понимать значимость ситуации, в которой находится ребенок, - это показатель родительской мудрости. Нужно стремиться не навязывать свое мнение, а обсуждать вместе с ребенком его проблемы. Вместо открытого и откровенного диалога взрослые зачастую стремятся подчинить ребенка своим требованиям. И вместо доверия между ребенком и родителями возникает стена непонимания. Я советую родителям – уделите детям внимание, покажите, что находитесь на их стороне, помечтайте вместе с ними о чем-нибудь. Уверяю, многих проблем тогда удастся избежать.

Дмитрий ТЕРЕЩЕНКО

Виталий КУЗНЕЦОВ
Окончил факультет педагогики и психологии ЗКГУ им. М. Утемисова. Тема дипломной работы: «Суицид как феномен социально-психологической дезадаптации личности подростка». С 2003 года по настоящее время работает в городской станции скорой помощи.

 

Райса БАЙДАЛИЕВА
Окончила Саратовский государственный институт психологии. Проходила курсы повышения квалификации в МГУ и институте психологии Российской академии наук. Работает психологом в областной клинической больнице.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat