8
Nomer 22 (476) 31 мая 2012 года
9

ПРОСТО НАДО ЛЮБИТЬ

Одним из самых старых международных праздников, который с каждым годом отмечается все масштабнее, является International Children’s Day, на постсоветском пространстве известный как Международный день защиты детей. В чем же его суть, для чего он нужен и нужен ли вообще?




Международный день защиты детей является напоминанием взрослым о необходимости соблюдения прав детей на жизнь, свободу мнения и религии, образование, отдых и досуг, защиту от физического и психологического насилия, защиту от эксплуатации детского труда как необходимых условий для формирования гуманного и справедливого общества.
Решение об учреждении этого праздника было принято еще в 1925 году в Женеве (Швейцария) на Всемирной конференции, посвященной вопросам благополучия детей. В 1949 году, после Второй мировой войны, когда проблемы сохранения здоровья и благополучия детей были как никогда актуальны, в Париже состоялся Конгресс женщин, где прозвучала клятва о безустанной борьбе за обеспечение прочного мира, как единственной гарантии счастья детей. Через год, в 1950 году, 1 июня был проведен первый Международный день защиты детей. С тех пор этот праздник стал ежегодным.
В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, в которую вошли статьи, призывающие родителей, государственные органы, неправительственные организации, местные власти и правительства, признать изложенные в них права и свободы детей и стремиться к их соблюдению. Первым и основным международно?правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права, стала Конвенция о правах ребенка, принятая ООН 20 ноября 1989 года. Конвенцию подписала 61 страна, в 1994 году она была ратифицирована и в Республике Казахстан. В 2012 году Казахстан присоединился к протоколу Конвенции о правах ребенка, который позволяет направлять жалобы о нарушении прав детей напрямую в Комитет ООН.
На государственном уровне принято и вроде бы вполне успешно реализуется множество программ, направленных на обеспечение конституционных прав ребенка. Даже Генеральная прокуратура РК активизировала свое участие в деле защиты прав детей, приняв программу «20 проектов для эффективной защиты интересов общества, государства и личности». Проблема сиротства решается в виде активного внедрения патронатного воспитания как формы семейного типа устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Патронатный воспитатель получает заработную плату порядка 30-35 тысяч тенге плюс 10 МРП на содержание ребенка (на дошкольника 9 МРП), в 2012 году минимальный расчетный показатель составляет 1618 тенге. Как пояснила начальник отдела специального коррекционного образования и охраны прав несовершеннолетних управления образования ЗКО Н.Н. Лебедева, с принятием Кодекса о браке и семье более строгими стали требования к патронатному воспитателю – обязательно наличие среднего или высшего образования и опыт работы с детьми не менее трех лет.
А 30 января 2012 года в Астане было подписано трехстороннее соглашение, теперь на страже интересов казахстанских детей будет стоять и… правительство Королевства Норвегия, которое стало основным донором проекта детского фонда ООН ЮНИСЕФ по укреплению системы защиты детства, рассчитанного на два года. В очередной раз будет изучено положение уязвимых детей в городской среде, проведено исследование вопросов насилия в школах и многое другое. Но изменится ли ситуация в вопросах защиты прав несовершеннолетних со стартом новой программы? Может, все-таки дело в незавершенности инициатив, направленных на исследование проблемы и выработку концепций, конечного же результата нет.
Тем временем дети каждый день подвергаются насилию и, что самое ужасное, мы этого уже не замечаем… Беременную семиклассницу мама, ничтоже сумняшеся, ведет на аборт, и два, и три раза за год. А сколько несовершеннолетних трудится на вокзалах, рынках, стройках, автомойках? Трудовое воспитание необходимо, но когда маленький человек вынужден зарабатывать на хлеб насущный для себя, а то и для всей семьи, это уже эксплуатация и нарушение прав. А что заставляет детей оставлять родной дом? Ужас, который может исходить от пьяного отца, отчима, сожителя матери. Или страх голода, на который обрекла мать-алкоголичка…
Даже в самом благополучном варианте, когда ребенок воспитывается, на первый взгляд, в нормальной семье, он может подвергаться насилию. Выявлено, что права и интересы ребенка чаще всего нарушаются его законными представителями. Все чаще проявляется психологическое насилие над ребенком в семьях, а несовершеннолетние с особыми потребностями и ограниченными возможностями до сих пор видят мир из окна.


ИНФОРМАЦИЯ
К РАЗМЫШЛЕНИЮ:

По данным областного управления образования, численность несовершеннолетних западноказахстанцев на 1 января 2012 года составила 164693. В том числе 1620 сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 8024 ребенка с ограниченными возможностями и 2200 инвалидов. Родительских прав в 2011 году лишено 39 человек в отношении 51 ребенка, в 2010-м – 22 родителя в отношении 35 детей.
Психологи СОШ № 6 Г.К. Сатыбалдина и Т.П. Чумакова во время проведения акции «Что может быть семьи важнее?» в рамках Международного дня семьи выявили неутешительную тенденцию: большинство родителей не могут охарактеризовать своих детей, назвать имена их друзей, зато хорошо знают, кем ребенок должен стать и что ему нужно изменить в своем характере и поведении. «Нередко амбициозные планы родителей не соответствуют способностям ребенка, он подвергается психологическому давлению. Ребенок должен знать, что дом – это та гавань, где его всегда ждут и любят таким, какой он есть», – говорит Гульзада Каримовна. «Нужно интересоваться кругом общения ребенка, его интересами. Большую помощь в занятости ребенка играют организации дополнительного образования, что помогает его социализации и укрепляет веру в себя», – поясняет Татьяна Павловна. Кстати, психологи утверждают, что диагноз «гиперактивность» имеет право ставить только невропатолог.
Наблюдая как-то за пятнадцатилетней девочкой, легко управлявшейся с шустрыми первоклашками, я поинтересовалась, как это у нее получается? Ведь только что на раздраженные замечания учителя они и ухом не повели. «Не надо пытаться детьми властвовать, с ними нужно подружиться и они охотно выполнят все требования», – пожала плечами она. «Как же с ними подружиться, когда они такие непослушные?» – удивилась я. «Просто надо любить детей», – ответила моя собеседница.

Марьяна ПЕРВУШИНА

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat
7