Nomer 51 (401) 23 декабря 2010 года

0

  ЗАКОН НЕ ДЫШЛО

В прошлую среду в Hotel Pushkin местные журналисты встречались с представителями казахстанской криминологической ассоциации (ККА). Криминологи ездят по регионам страны и собирают информацию о наиболее нарушаемых статьях Закона «О СМИ».


На что жалуетесь?
Как сказала руководитель проектов ККА Анна РОМАШКО, проект «Международные стандарты о СМИ и национальное законодательство» рассчитан на два года и поддерживается Евросоюзом. Основная задача – исследовать региональную медиа среду и выявить в ходе рабочих встреч с журналистами наиболее часто нарушаемые статьи Закона «О СМИ». За год криминологи побывали в Семее, Петропавловске и Шымкенте.
– Мы не можем поменять закон или ужесточить наказание за нарушение какой-либо статьи. Наша цель – провести сравнительный анализ казахстанского закона с международными стандартами, а также проследить, как закон о СМИ соблюдается журналистами и чиновниками, – говорит Анна Ромашко.
Для этого специалисты и ученые анализируют деятельность СМИ, детально изучают судебную практику с участием журналистов.
– Мы хотим узнать ваше мнение, выслушать комментарии и пожелания, какие изменения стоило бы внести в закон, – отметила
исполнительный директор ассоциации Инна БУЯНКИНА.

За семью печатями
Местное журналистское сообщество было представлено в лице пяти газетчиков. К сожалению, большинство приглашенных, всего 31 человек с различных СМИ и пресс-служб, проигнорировали встречу. Видимо, были дела поважнее. Ну, а кто пришел, в первую очередь жаловались на закрытость госчиновников и отказ в предоставлении информации. Это и стало главной темой для обсуждения.
Говорили о том, что обычной практикой стало, когда журналистам в ответ на просьбу предоставить ту или иную интересующую читателей информацию, руководители госорганов предлагают прислать письменный запрос. Хотя по закону устный запрос имеет такую же юридическую силу, что и изложенный на бумаге. Не редкость, когда вместо ответа журналистам присылают разного рода отписки, а руководители пресс-служб находят любые причины, чтобы уклониться от контакта с прессой. Стоит ли напоминать, что для журналиста фактор оперативности имеет первостепенное значение.

«Свои» и «чужие»
Кроме того, коллеги отметили, что местные СМИ делятся на «своих» и «чужих», то есть на «любимых» и «нелюбимых». Кому-то получить нужную информацию очень легко, а для других доступ закрыт в принципе. Для рядовых читателей поясняем, что в каждой госструктуре есть такой негласный список СМИ, журналистов которых можно приглашать на то или иное мероприятие, и которых нельзя. Таким образом, чиновники избавляют себя от «ненужных проблем».
В итоге многие журналисты вообще лишены возможности присутствовать на официальных мероприятиях. Кстати, «Н» не исключение. Соответственно, газетчикам при подготовке статьи зачастую приходится додумывать и предполагать. Потом чиновники жалуются, что их слова перевирают или не так понимают. А как вас понимать, господа, если элементарная информация скрывается за семью печатями?
Как правило, скрывает тот, кому есть что скрывать.

А ГАРАНТИЙ - ПОЛНО!
Статья 20 Конституции РК гарантирует право граждан, следовательно, и журналистов на свободное получение и распространение любой информации, за исключением сведений, составляющих государственные секреты.
В свою очередь, согласно ст. 18 п.п. 2 и 2.1 закона РК «О СМИ», госорганы и другие организации обязаны предоставлять запрашиваемую информацию на равных условиях в трехдневный срок, либо давать на обращение ответ с указанием срока предоставления информации или мотивов отказа. Если госорган не владеет запрашиваемой информацией, он обязан в течение пяти дней уведомить СМИ об отправлении запроса в компетентный орган. Информация по запросу, требующая дополнительного изучения, предоставляется СМИ в течение одного месяца.

Компетентное мнение
Президент международного фонда защиты свободы слова «Адил Соз» Тамара КАЛЕЕВА:
– Ежегодно мы фиксируем более тысячи фактов, когда журналистам мешают работать! Причем это только верхушка айсберга, на самом деле их гораздо больше. В итоге страдает все общество, не получающее нужной ему информации. Поводов для отказа чиновники изобретают множество. Особенно тяжело получить негативную информацию. Ее не дают под любыми предлогами, объявляя государственной, коммерческой или еще какой-либо тайной. Чиновники почему-то считают, что эта информация принадлежит исключительно их ведомству. И никакой управы на них нет, потому что в наших законах нигде не сформулировано понятие «общественно важная информация». Почему-то закон о СМИ чиновники воспринимают как документ, существующий только для журналистов. То есть у СМИ есть право, но оно не порождает обязанности чиновника. В этом краеугольный камень проблемы. За отказ в предоставлении информации госмужи практически не несут ответственности. Гораздо чаще страдают сами журналисты.

ПРОСТИЛИ ИЛИ ОБРАЗУМИЛИСЬ?

В минувший понедельник слухи о «помиловании» «Уральской недели» нашли свое подтверждение. Президент АО «Тенгизнефтестрой» Тукен Джумагулов подписал заявление, в котором отказался от всех имущественных претензий к газете и к журналисту Лукпану Ахмедьярову. Они освобождаются от выплаты 20 миллионов тенге – компенсации за причиненный вред деловой репутации АО.

Тем временем автор нашумевшей публикации «За ширмой тендера» Лукпан Ахмедьяров не очень-то рад такому исходу дела. По его словам, для других журналистов ситуация по большому счету не изменилась.
– Поймите, что закон не заработал, многочисленные процессуальные нарушения не исправлены, судебные ошибки не признаны. Жест истца не стал тенденцией, не стал правилом. Это исключение. Я признателен всем, кто мне сочувствовал, но мне журналистов не с чем поздравлять.

Санат УРНАЛИЕВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat