Nomer 48 (398) 2 декабря 2010 года

0

  ЖИЗНЬ РАДИ ЛЮБВИ

Про Асю Аскаровну Космасову можно сказать – математик с душой поэта. От общения с ней у собеседника словно вырастают крылья, и все вокруг становится понятным и простым. Эта удивительная женщина преподавала в ЗКГУ историю математики и долгие годы читала лекции по культуре и философии в МГУ.
10 декабря Ася Акаровна будет отмечать свой 80-летний юбилей.

Строим «ХАМунизм»
- Рай для меня – это библиотека и… филармония, - рассказывает Ася Аскаровна. – Казалось бы, все давно уже сказано, но я ищу ответы своим мыслям, и поэты всегда являются моими оппонентами. Вся беда в том, что нынешняя молодежь очень отрицательно относится к поэзии. И зря. Многие люди разучились чувствовать и сопереживать. Могу сказать, что вместо коммунизма мы сейчас строим «хамунизм». Раньше жили с приставкой «со» - сопереживать, сочувствовать, содействовать, а теперь у нас большинство слов заканчиваются на «цид» - экоцид, суицид… Один процент сверхбогатых получают 90% того, что создано народом. Еще Мережковский предупреждал наступление грядущего хама, а Сократ сетовал, что с хамами и наглецами бороться невозможно… Однако чувство стыда должно быть у каждого человека, нужно учиться чувствовать боль других.

Куклы для Марата
- Марат Бисенгалиев подарил мне личное приглашение на все его концерты, которые, правда вот уже два года не проходят в Уральске, - признается собеседница. - Мы с ним без слов понимаем друг друга. А ведь познакомились случайно. Я пришла на его первый в нашем городе концерт и была очарована, как наш земляк исполнял Баха. Давно не слышала такого звучания скрипки. После выступления подарила ему куклу со словами: «Это вам, 21-й ребенок Баха». Он был так потрясен, ведь у Баха было 20 детей. Наверное, мои подарки приносят Марату счастье, так как после того, как я преподнесла ему подарок в виде юрты, где в крошечной колыбели лежал малыш, у него появился наследник. Марат Бисенгалиев – удивительный человек. Таких очень мало. Он дарит людям красоту, чтобы мы с вами стали хоть немножко добрее, умнее и красивее…

Породистая мусульманка
- Я родилась в Петропавловске и считаю себя породистой мусульманкой. Моя бабушка предвидела будущее, но никогда себя как ясновидящую не преподносила. Она была очень образованной, знала арабский, татарский, русский и немецкий языки. Отец перед началом Октябрьской революции получил офицерское образование, но стать офицером царской армии не успел. Мы жили в большом двухэтажном доме, который достался нам от настоящих аристократов, выехавших за границу. Они знали отца и оставили ему дом со всем имуществом, которое невозможно было увезти с собой. Я даже помню екатерининские деньги, дорогую мебель, которую потом во время голода пришлось продать.
В нашей семье насчитывалось четверо детей, а я была младшей. Бабушка и мама грязной работой по дому не занимались. Отец очень много работал, поэтому в доме были средства, чтобы приглашать прислугу. Папа любил и наряжал маму, у которой всегда были дорогие серьги и кольца. Правда, потом, когда начался голод, нам приходилось выживать. Бабушка предвидела, что к семи годам я останусь и без мамы, и без бабушки, а к девяти - без отца. Отец умер в 42 года от крупозного воспаления легких. Маму в 32 года забодала черная корова, которую могла доить только бабушка. Предвидя несчастье, бабушка научила меня шить, вязать и вышивать. Благодаря этому ремеслу я, можно сказать, и выжила.

Бабушкин завет
- Помню, как перед смертью бабушка посадила меня перед собой и сказала: «Будешь жить в людях, выполнять любую работу по дому беспрекословно, но при этом у тебя всегда будет возможность учиться. Пока не получишь высшее образование и не встанешь на ноги, любить и замуж выходить не будешь».
Не скрою, что мне везло на хороших людей. Я жила и помогала по хозяйству в чужих семьях и училась в школе. После седьмого класса, а было это в 1946 году, около двух лет проучилась в Щучинском геологоразведочном техникуме, но бросила его по состоянию здоровья. Когда мы поднимались в горы, у меня чуть не случалось кровоизлияние. Пришлось вернуться в вечернюю школу, которую окончила с золотой медалью. Потом поступила в Казахский государственный университет имени Кирова, а после его окончания в 1955 году была направлена на работу в Уральский педагогический институт, где и читала лекции по истории математики.
Кстати, способности бабушки передались по наследству не только мне, но и моему старшему брату Ривкату, который в 15 лет сбежал на фронт. В девятнадцать он вернулся с войны, выучился, защитил диссертацию и, будучи доктором экономических наук, даже писал доклады Хрущеву.

Космическая личность
- Около десяти лет за мной ухаживал один парень, с которым мы вместе учились в училище. В 25 лет я впервые в жизни поцеловалась, но сразу поняла, что никогда не полюблю его. Я отношусь к тем космическим личностям, которые живут ради любви и не подпускают ни на шаг никого без этого чувства. С будущим мужем Степаном Быковым мы познакомились в Уральске. Он был очень красивым, с виду как барин, хотя прихрамывал и ходил с тросточкой. Никогда не спрашивала, что у него с ногой. Лишь потом в его дневниках прочла, что в детстве он сильно болел и шесть лет не вставал с кровати. Степан относился ко мне очень бережно. Вот, например, как он описал нашу первую встречу в альбоме, который специально сделал к моему 50-летию: «Над бочкой с пивом я сидел, но мимо вдруг прошла она, как серна горная стройна, белолица, темноока, не низка и не высока, проплыла и удалилась, я ж остался на земле, и пиво горько стало мне».

А вот какими словами он решился сделать предложение: «Если не станешь ты моей женой, уеду в дальние края, останусь там один себе судья и господин». Материальные трудности и быт ничуть не покачнули нашу семейную лодку. Когда родилась дочь Наташа, мы жили очень бедно, несмотря на то, что оба работали в вузе. Так вырос и сын Андрей и уехал в Москву. Сейчас у меня трое внуков, и я счастлива, потому что любила. К этому возвышенному чувству надо стремиться, именно в нем заключается весь смысл жизни, а все остальное - всего лишь цель.

Все - студентам
- Что интересно, в МГУ попала совершенно неожиданно. В 60-е годы, когда я читала в уральском пединституте историю математики, в Москве намечалась конференция, которую должен был возглавлять профессор МГУ Константин Алексеевич Рыбников. Так вот, я была направлена на эту конференцию и передала Рыбникову записку с просьбой взять меня на стажировку в МГУ. На пленарном заседании неожиданно объявили: «Предоставляется слово представителю Казахстана Асе Космасовой». В общем, я жутко волновалась, но выступила достойно, рассказав о своем опыте преподавания истории математики. После этого меня и пригласили в профессорский кабинет. Сначала Рыбников поинтересовался моими впечатлениями от выступлений академиков. А я возьми да ляпни, что один из академиков не сказал ничего нового, чем очень разочаровал меня. Ведь прежде чем попасть на конференцию, я проштудировала гору книг и ожидала от выступающих каких-то новых сообщений. Рыбников посмеялся в ответ и сказал: «Ай, Моська, знать, сильна, коль лает на слона!» В общем, я была зачислена на стажировку в Московский государственный университет.
Думаю, что я сумела достучаться до сердец своих студентов. Бывает, что гуляю по городу и встречаю кого-то из них. Они здороваются со мной и говорят: «Спасибо Вам за ваши лекции», а если спрашивают о моей жизни, я отвечаю собственными стихами:

Все, чем я в жизни дорожила,
что было лучшего во мне,
Я все студентам подарила, а что оставила себе?
Седых волос копну, морщин
дорожки, ошибки юности
и поздних лет уступки?
Они остались все при мне.
Морщин нет лишь на ножках,
воспетых Пушкиным давно,
а на руках, Гамзатовым воспетых, – полным полно.

Подготовила
Галина КАРЕНСКИХ,
фото Георгия СЕМЕНОВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat