9
1
Nomer 9 (359) 4 марта 2010 года
8

  КИЛОМЕТРЫ ПРОБЛЕМ

Протяженность дорог местного значения в ЗКО составляет 5225 километров, из них асфальтом покрыта лишь пятая часть, а именно 982 км. Еще 2422 км имеют гравийно-щебеночное покрытие. А вот остальные, а это ни много ни мало 1821 км, скорее можно назвать направлениями, нежели дорогами, потому как они не имеют никакого покрытия и именуются грунтовыми.

Как видим, для дорожных строителей в Приуралье, что называется, непочатый край работы. Между тем эта сфера пронизана валом проблем. Достаточно сказать, что ежегодно неосвоенными остаются многомиллионные средства. В чем же причина дорожных проблем?
Как сообщил заведующий отделом строительства, ремонта и реконструкции автодорог управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ЗКО Марат Куанышалиев, в прошлом году дорожники освоили 3837,8 млн тенге, в том числе 2770,3 млн, выделенных из областного бюджета, 1067,5 млн тенге – из республиканского. Из них 1345,4 млн были направлены на текущий ремонт и содержание дорог, в том числе 800 млн в рамках «Дорожной карты». 228,8 млн использовали на средний ремонт подъездных дорог к Ростошинскому ХПП протяженностью 11 км и к селу Янайкино (2 км). Оба этих объекта – в первом из них был открыт новый мельничный комплекс, а во втором современная откормочная база - были включены в программу последнего визита президента страны Нурсултана Назарбаева в ЗКО.
Еще 1710,7 млн тенге были освоены на капитальном ремонте автодорог Анкаты-Сарыомир (24 км), Чапаево-Жангала-Сайхин (7 км) и Аксай-Чингирлау. На реконструкцию дороги Жымпиты-Каратобе потратили 400,9 млн тенге. И наконец 151,5 млн тенге пошли на строительство мостового перехода через реку Ащы на дороге Полтавка-Белогорка в Чингирлауском районе. Такие объекты, как мост через Ащы и дорога Чапаево-Жангала-Сайхин являются переходящими, то есть их реализация продолжится в нынешнем году.
В 2010 году финансирование дорог местного значения сокращено почти вдвое. Выделено 2070,1 млн тенге, из них 834,3 млн из областной казны, 1235,8 – из республиканской. Львиная часть средств, а именно 635,8 млн тенге, в том числе 335,8 млн в рамках «Дорожной карты», предусмотрено на капитальный ремонт многострадальной автодороги Чапаево-Жангала-Сайхин, состояние которой вызывает постоянные нарекания. Кроме того, если не возникнет, как отметил Марат Куанышалиев, непредвиденных обстоятельств, будет закончен капитальный ремонт автотрассы Анкаты-Сарыомир, куда планируется направить 600 млн тенге. 200 млн тенге зарезервировано на капремонт трассы Аксай-Чингирлау. А на реконструкцию автодороги Жымпиты-Каратобе предусматривается 400 млн тенге. Помимо перечисленного, 196,3 млн и 14 млн тенге выделяются соответственно на текущий ремонт и содержание дорог и составление проектно-сметной документации.
А вот хроническое неосвоение выделенных в предыдущие годы средств Марат Куанышалиев объяснил так:
- В первую очередь проблемы связаны с тем, что в проектно-сметной документации раньше закладывалась стоимость строительных материалов, которая не отражала их действительную цену. В ПСД включали только ту стоимость стройматериалов, которая отражена в документах Комитета по делам строительства министерства индустрии и торговли, а ныне самостоятельного Агентства. К примеру, в Астане тонна битума, а это, как известно, важнейший компонент при дорожном строительстве, оценивалась в 40000 тенге, в то время как подрядчикам этот материал обходился уже в 90000-95000 тенге. Такая же картина наблюдалась и по другим стройматериалам, а также с ГСМ. Мы направили соответствующие письма в Агентство, и положение начало выправляться, хотя не настолько, как нам хотелось. Так, повысив стоимость битума, в Астане почему-то оставили на прежнем уровне стоимость тонны асфальта – 8000 тенге. Между тем реально этот показатель составляет 12000 тенге… И все же, несмотря на некоторые перекосы, ситуация постепенно нормализуется. И я очень надеюсь, что поток судебных разбирательств, от которых очень устали сотрудники нашего отдела, пойдет на убыль.
Объяснение, конечно, заслуживает внимания, но как быть людям, испытывающим постоянный шок от двух бесконечных бед, доставшихся в наследство? Как свидетельствует история, плохие дороги – полбеды, главное, искоренить вторую проблему. Но с бюрократами, похоже, мы так и не распрощаемся.
А пока остается ждать лета, когда дорожники приступят к работе. «Н» будет по-прежнему отслеживать ситуацию с дорожным строительством и приглашает принять участие всех, кто неравнодушен к этой проблеме.

Булат МАУЛЕНБЕРЛИЕВ

 

 

Design by Kumargazhin Almat