Nomer 9 (359) 4 марта 2010 года

  Хайдар КАПАНОВ: "РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ - ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ"

Как сообщала «Н», в середине февраля в Уральске состоялся научный форум «Развитие регионов - развитие страны». Что кроется за понятием «реформа регионального развития», и можно ли усилиями граждан развить и «поднять» область?
На эти и другие вопросы мы попросили ответить ректора Уральской Академии труда и социальных отношений, председателя депутатской комиссии городского маслихата по местному самоуправлению (МСУ) Хайдара Капанова.

- Хайдар Хисметович, мы уже касались темы регионального развития в интервью с Канатом Берентаевым, опубликованном в прошлом номере «Н». На ваш взгляд, какие новые акценты в решении этой проблемы расставили участники форума?
- На повестке форума стояли вопросы политической регионалистики, интеграции Таможенного Союза. Эти темы сегодня обсуждаются на различных научных площадках. Наша площадка создана лет десять назад совместно с моими алматинскими друзьями Сабитом Жусуповым, Канатом Берентаевым и чуть позже - Андреем Ханом. Замысел был в том, чтобы сформировать совместное экспертное сообщество казахстанцев и россиян. Уральск был выбран как наиболее удобная географическая площадка для алматинцев и москвичей. За эти годы мы смогли не растерять научных связей с Москвой и, в первую очередь, с Московским государственным университетом. Собрали ученых экспертного уровня. Сегодня наука о регионах должна сделать акцент на политических, социальных и экономических факторах, которыми до сих пор пренебрегали. Этот акцент сегодня актуален в плане изучения региона как политического субъекта и анализа региональных процессов. Доминирование технократических подходов и игнорирование гуманистического измерения пространства и обуславливают потребность нового видения регионов. Через такую призму участники уральского научного форума и попытались взглянуть на процессы регионального развития и интеграции в Казахстане и России.
- Почему на форуме почти не было представителей государственных структур?
- Политический анализ регионов властями не приветствуется и чем-то напоминает историю с политологией в СССР, когда науку о политике власти не признавали, а оформляли идеологемой «научный коммунизм». Так и сегодня - регионализация воспринимается как угроза территориальной целостности и национальному единству. А на местном уровне перестраховываются и пытаются пресечь теоретическое изучение проблемы. Именно так поступили в Уральске, пытаясь блокировать как научный форум, так и реализацию принятой маслихатом городской программы по развитию МСУ.
- Может, вы предлагаете что-то «революционное»?
- Новизна нашего подхода состоит лишь в том, что при поддержке московских и алматинских коллег мы инициировали политический анализ региональных процессов и институтов региональной власти. Можно сказать, с научных позиций пытаемся исследовать формулу президентского послания о «реформе регионального развития», исходя из интересов самих регионов и местных сообществ.
- К каким же выводам пришли ученые и эксперты?
- Развитие регионов, интеграционные союзы должны быть общественными проектами, региональные и местные сообщества - активным субъектом политики, а вразумительным инициативам властей требуется общественная поддержка.
Если в Европе подъем регионов стал признанной темой административной дискуссии еще полвека назад, то в реалиях второго десятилетия XXI века для интегрирующихся Казахстана и России эта тема только начинает актуализироваться, и сама жизнь ставит ее на повестку дня общества и государства.
- Но о гражданском обществе в реалиях двух стран говорить еще рано. На что здесь можно опереться?
- Люди не рождаются рабами, а становятся. Равно как и свободным, активным гражданином можно стать вместе с другими, себе подобными. Власть и интеллектуалы просто обязаны осознать одну простую истину: пора окультуривать среду проживания и сотрудничества. Пора преодолеть снобизм и, как справедливо отметил на форуме Канат Берентаев, вводить этические, нравственные начала в экономику и политику. Требовать установления нравственных правил игры для олигархов и предпринимателей, политиков и чиновников, простых граждан.
Ведь посмотрите, что происходит в системе государственного управления. Из года в год ставится задача повышения ее эффективности, но проблема не решается. Появляется такая закономерность: чем хуже дела в управлении, тем выше чрезмерность централизации, а чем она выше, тем ниже эффективность управления. На региональном уровне государственной власти существующая модель регионального развития (отношения зависимости младших и слабых от старших и сильных) терпит системный кризис. Кадровые перестановки, кадровая нестабильность влекут за собой неустойчивость развития регионов, когда вновь пришедший аким начинает чертить под себя все и вся.
- Тогда какая модель регионального развития нам нужна?
- Оптимальна модель, когда будет обеспечено влияние как вертикальных, так и горизонтальных структур региональных политических структур в системе управления регионов. Именно такой вектор реформы регионального развития представляется более продуктивным, вызывающим к активной деятельности и сотрудничеству местные сообщества и их институты.
- Что-то с трудом верится, что развить и «поднять» регион можно усилиями самих граждан. Как вы это видите?
- Уверен, носители власти не настолько замкнулись в себе и отгородились от людей. Сейчас в первую очередь нужна общественная, гражданская поддержка таких политиков и управленцев. Они уже посылают импульсы, а при поддержке мы сможем усилить и укрепить их позиции. Недаром глава нашего государства в достаточно жестких формулировках обратился к правящему классу на предмет их назначения – служения народу. Второе, выросло новое поколение. Дети перестройки вступают в самостоятельную жизнь, и их требования «...перемен хотим, перемен!» так же естественны, как это было в прошлые циклы реформ и обновления. Общество меняется. Не видеть и не учитывать этого будет серьезной и непростительной ошибкой. В этом обществе проявляют себя гражданские начала и появляются настоящие лидеры. Эти новые растущие начала гражданского общества и отметили участники форума.
В своих выводах и рекомендациях мы акцентировали внимание на механизмах общественного участия в строительстве регионов и интеграционных проектов на уровне Таможенного Союза и Единого экономического пространства. Строить регионы должно само региональное сообщество. Его воля должна стоять первичной при выработке и реализации региональной государственной политики. И это можно начать на практике с вовлечения представителей местных сообществ в процессы планирования программ развития своих территорий. Выстроить такой диалоговый режим работы региональных властей и институтов региональных сообществ - вот что сегодня главное.

Алла ЗЛОБИНА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat