Nomer 23 (425) 9 июня 2011 года
20

  ОРКЕСТР ОСТАНЕТСЯ БЕЗ ДЕНЕГ?

 

Представители культуры Приуралья написали письмо в областной маслихат, в котором попросили лишить финансирования филармонический оркестр Марата Бисенгалиева.



Вот мнение творческой интеллигенции, изложенное в официальной прессе: «Очень редко оркестр бывает в Уральске, к тому же ни разу Марат Бисенгалиев не нашел возможности дать мастер-класс в нашем городе. Сейчас в составе оркестра нет ни одного западноказахстанца. Его музыканты – это выпускники  консерваторий из Узбекистана, России, Украины и Японии. Без дела простаивают помещение, звукозаписывающая студия с дорогостоящей аппаратурой. На последнем концерте в Москве Бисенгалиев представлял коллектив музыкантов как оркестр из Мумбаи. Ежегодное содержание оркестра обходится  в 40 миллионов тенге, а с момента его создания затрачено 400 миллионов тенге. Половина средств – из областного бюджета. Марат не оправдал надежд. Поэтому этими благами должны пользоваться местные мастера культуры, талантливая молодежь”.
Это обращение, поддержанное депутатами облмаслихата, было переадресовано акиму области Бактыкоже Измухамбетову.
Напомним, натянутые отношения известного скрипача с местной властью длятся несколько лет. Еще в 2007 году после V Международного конкурса скрипачей у маэстро спросили: «Почему за пять лет существования оркестра в его составе не было наших музыкантов?» Марат Бисенгалиев тоже высказался по этому поводу и дал интервью нашей газете. По его мнению, в оркестре работает коллектив музыкантов высшего класса, среди местных найти которых практически невозможно.
А вот что написал в редакцию «Н» брат скрипача, председатель общественного фонда Ганимат Бисенгалиев:
«Во-первых, встречи с творческой молодежью Марат устраивал в каждый свой приезд, а мастер-класс давать в Уральске некому. Сейчас оркестранты, среди которых большинство международного уровня, получают голый оклад провинциального музыканта, и удержать их за эти деньги, конечно, невозможно. Тем не менее костяк Западно-Казахстанского филармонического оркестра Марата Бисенгалиева нами сохранен. Они бывают в Уральске в положенное по КЗОТу время, на своей базе готовят программы международных турне и записывают треки для известных звукозаписывающих фирм. Вопреки всему оркестр звучит в мировом эфире. Кстати, именно благодаря Марату и его оркестру миллионам любителей классической музыки стали известны казахские мотивы в таких циклах произведений, как “Тлеп”, “Зере - Баян сулу”, “Шакарим”, скрипичный концерт “Сары кыз”. А сейчас готовится новый цикл по мотивам творчества Абая. Премьера этих произведений проходила в таких центрах мировой культуры, как Лондон, Нью-Йорк, Мумбаи».
«Не хочется ввязываться в полемику, жалко на это время, - продолжает Ганимат Бисенгалиев. - Просто кто-то позарился на имущество оркестра. Кстати, инструменты оркестру приобретены фондом Марата Бисенгалиева и переданы в дар, а квартиры подарены спонсором. Создавая этот оркестр, экс-акимы ЗКО Крымбек Кушербаев и Нургали Ашимов ставили целью сделать Уральск культурной столицей Казахстана и были не так далеки от ее достижения. Жаль, что мы потеряли последние пять лет. Из них первые два с лишним года пытались удержать оркестр на плаву и самостоятельно платили обещанную дотацию из внебюджетных средств. Хотя она доводила заработок оркестрантов всего лишь до 300-350 долларов США. Сейчас, наверное, самый мелкий клерк получает больше.
«С 2007 года я по два-три раза в год мотался в Уральск, добиваясь дальнейшего финансирования Международного конкурса скрипачей в Уральске, - пишет Ганимат Бисенгалиев. - Цена вопроса - 100 тысяч долларов. До настоящего времени VI конкурс откладывается, а ведь он был подлинно Международным. Лучшие скрипичные школы мира считали за честь делегировать своих самых одаренных  представителей на абсолютно бескомпромиссное состязание. Да и для уральцев это был подлинный праздник музыки. Их гостеприимство и радушие, высокий уровень организации имел широкий резонанс в мировых СМИ.
«Если руководство области примет какое-то решение - это будет показателем их уровня», - заключил руководитель фонда М. Бисенгалиева.

Мария ПЕТРОВСКАЯ

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat