Nomer 49 (399) 9 декабря 2010 года
9

   ЗАПЛАТИ НАЛОГ И СПИ СПОКОЙНО

Именно это выражение приняли как сигнал к действию корреспонденты «Н» и отправились в налоговую службу Уральска.
Поводом послужили звонки от читателей, возмущенных неразберихой, связанной с оплатой налогов.

На первом этаже в центре приема и обработки информации для физических лиц в день нашего посещения было немного народу. Мало смысля в налоговых делах, люди подходили к окошкам, где работают всего две девушки, и задавали интересующие вопросы. Оказалось, что в налоговой системе произошли значительные изменения и, чтобы заплатить налог, к примеру, на имущество, изначально необходимо написать заявление на двух бланках, которые выдают тут же бесплатно. Лучше, чтобы эти заявления были написаны от лица собственника квартиры, так как в бланке указывается номер его РНН и ставится роспись. Спустя три дня нужно вновь явиться в налоговую и получить справку об отсутствии или наличии налоговой задолженности.
Кому-то очередное новшество по душе, потому что избавляет от толкотни в очередях и позволяет сэкономить время, других эти преобразования только раздражают.
- Если раньше приносили квитанции, по которым можно было оплатить соответствующие налоги, теперь надо еще и заявление писать, к чему вся эта беготня? – гневно вопрошает пенсионер Григорий Те. – Я плохо вижу, и бумажная волокита меня напрягает. Пришлось платить за то, чтобы мне правильно оформили заявление.
Пока мы беседовали с посетителями, к окошку выстроилась длинная очередь. Толпа постепенно начала волноваться: «Как тут работают, ничего не поймешь?» Тут же появилась начальник центра приема и обработки информации Нургуль Утеуллина и, перепугавшись фотоаппарата и диктофона, убежала к окошкам, где принялась опрашивать очередников. Через 15 минут в очереди стояли всего три человека, еще две бабушки внимательно заполняли бланки.
- В отделе всего шесть человек, двое из которых находятся в командировке, - отрапортовала Нургуль, старательно прикрывая рукой фамилию на бейджике. – Что касается заявлений, это ввели для того, чтобы избавить людей от очередей. Вы же видите, что сейчас здесь нет большой толпы, а раньше чуть двери не сносили…
Пока Нургуль названивала начальству, спрашивая разрешения на общение с журналистами, мы осмотрелись вокруг. Честно говоря, несмотря на наличие информационных стендов и всевозможных вывесок, не сразу можно понять, что к чему и где лежат образцы, по которым заполняются бланки. Только по испуганному взгляду еще одной молоденькой девушки догадались, что она работает в зале в качестве консультанта. Фотокорреспондент Георгий Семенов даже пошутил, мол, почему бы ей не надеть красную шапочку с надписью: «Отвечу на все вопросы!»
Успели полистать и книгу жалоб и предложений. Там оказалось всего восемь записей, семь из которых начинались со слова «Благодарю», и всего одна содержала замечания по несвоевременной доставке квитанций. В середине зала стоял стол, на котором из нескольких компьютеров работал всего один. На мониторе было написано: «Удовлетворен, не удовлетворен, частично удовлетворен». Попытались нажать одну из клавиш, монитор тут же выдал ошибку. В общем, оставить свои впечатления о работе налоговиков не удалось.
Справедливости ради стоит заметить, что настроены мы были весьма дружелюбно и ни в коем случае не хотели раскритиковать работу налоговой службы. Госслужащие делают свое дело, стараются изменить что-то в лучшую сторону, пусть даже и не всегда все получается. По крайней мере, с грубостью мы здесь не столкнулись, да и в кабинет к заместителю начальника налогового управления по г. Уральску Андрею Болдыреву попали без особых проблем.
- Ну что вы, в первый раз, что ли, разве не знаете, что сначала нужно к руководству обращаться? - пожурил незваных гостей Андрей Борисович. – У физических лиц по налогам всегда много вопросов возникает. У кого есть движимое и недвижимое имущество, согласно законодательству ежегодно должны погашать налог на имущество и на землю до 1 октября, и до конца года - на транспортные средства.
- Много ли должников накопилось?
- С налогом на имущество и на землю больших проблем нет, а вот на транспорт вопросов - хоть отбавляй, - продолжил он. – К примеру, хозяин продает автомобиль по генеральной доверенности, забывая при этом, что юридически он по-прежнему остается его владельцем. И когда получает уведомление о налоге, делает квадратные глаза, утверждая, что он здесь ни при чем. А ведь тот, на кого оформлен техпаспорт, с юридической точки зрения считается владельцем автомобиля.
По словам Андрея Болдырева, чтобы улучшить работу с людьми, недалеко от здания налоговой инспекции в недалеком будущем будет построен двухэтажный центр обслуживания населения. Уже готова проектно-сметная документация. Там же можно будет оплачивать все виды налогов, даже предусмотрены места для ожиданий и телевизор, как в любом ЦОНе.
В заключение заместитель начальника городского налогового управления провел нас по залам. Как выяснилось, в связи с сокращением штат налоговиков уплотнили. Если раньше в налоговой Уральска трудилось 182 человека, то сейчас - 152. Залы по приему заявлений, а таковых три, работают без обеденного перерыва. На первом этаже расположены филиалы Казпочты, БТА и Цесна банков, где можно произвести оплату. Здесь же находится и отдел правового разъяснения налогового законодательства, куда можно обратиться за консультацией, в том числе и по телефону 50-41-58.
В общем, если вы еще не заплатили свои налоги, записывайте номер РНН и отправляйтесь в налоговую писать заявление. Старый год подходит к завершению, а вступать в новый лучше всего со спокойной душой и при отсутствии любой задолженности.

Галина КАРЕНСКИХ,
фото Георгия СЕМЕНОВА

Кстати

Всемирный банк опубликовал отчет, в котором проанализировал налоговое законодательство и практику уплаты налогов 183 стран мира. Что интересно, Казахстан занимает 39 место и лидирует в рейтинге простоты уплаты налогов не только среди стран Центральной Азии, но и в СНГ.

Чтобы узнать сумму налога, нужно написать заявление и выждать три дня.

Многие даже не замечают ящик для жалоб и предложений, который стоит у входа.

Свой отзыв о работе центра приема и обработки информации для физических лиц оставить не получилось. Компьютерная программа не работала.

 

 
Design by Kumargazhin Almat