Nomer 6 (408) 10 февраля 2011 года

00

  Булат ДОСЖАНОВ: "МОИМИ ГЛАЗАМИ СТАЛА МАМА"

Булат Досжанов незрячий от рождения. Но это не помешало ему закончить юридический факультет КазНГУ и защитить кандидатскую диссертацию. Уже второй год он читает лекции по уголовному праву в ЗКГУ Уральска, куда 30-летний алматинец приехал самостоятельно, чтобы испытать свои силы. За это время целеустремленный кандидат юридических наук завоевал большое уважение у студентов местного вуза.

- Булат, расскажите, как вы попали в наш город?
- Я закончил университет имени Аль-Фараби и после защиты кандидатской диссертации по приглашению своей сокурсницы приехал в Уральск. В ЗКГУ, где я читаю лекции и веду семинары по уголовному праву и криминологии, мне были очень рады. Большую часть своей жизни провел с родителями, и мне хотелось как-то испытать себя. Прежде всего решил доказать самому себе, что могу обходиться без посторонней помощи. До этого мне предлагали работу в Алматы, но там живут мои родители. А я хотел быть самостоятельным.
- Как считаете, вы прошли испытание на прочность?
- Конечно, я полностью адаптировался к новой обстановке. За полтора года приобрел в Уральске много друзей и знакомых. Да и в быту я обхожусь практически сам. Единственное, что мне пришлось сделать – это нанять сопровождающего, чтобы добираться из дома до работы.
- Говорят, что свою маму вы называете супермамой…
- Я – единственный ребенок в семье. Своим родителям очень благодарен за то, что они сделали для меня. Моя мама - врач по профессии, отец - заслуженный деятель искусств, профессор. Мне было очень тяжело на первых порах, когда я только начал обучение в университете. Родители меня морально поддерживали. Ведь в специализированной школе, где я учился, уровень общения был совершенно другой. Я не чувствовал никакой дискриминации и рос в любви и заботе. А вот в вузе пришлось в полной мере ощутить на себе то, что я ограничен в своих возможностях. Однако наравне со всеми сдавал экзамены. Мама, конечно, очень сильно поддерживала меня. Не передать словами, сколько родительских сил было вложено в это. Весь учебный материал я познавал со слов матери. Именно она стала моими глазами. Каждая библиотека Алматы знает ее в лицо…
- Вам приходилось переводить учебные лекции на шрифт Брайля?
- Изначально я записывал лекции на диктофон, а дома переводил их на шрифт Брайля. Это, конечно, занимало очень много времени. Одну 80-минутную лекцию переписывал по три-четыре часа. Помимо этого мама много читала мне дополнительной литературы. Я тоже старался все записать на диктофон, чтобы потом несколько раз прослушать ее речь перед сном. Прежде чем написать кандидатскую диссертацию, мы много ездили по библиотекам. Я подбирал кучу необходимого материала, а мама все компоновала...
- Какой период обучения для вас был самым сложным?
- Наверное, написание кандидатской диссертации. Я выбрал тему «Конституционное право статуса оралманов в Республике Казахстан». Сидели с мамой по ночам, готовились. Со многим из того, что узнавал из книг, я был не согласен и долго спорил. Могу с уверенностью сказать, что мама заочно выучилась вместе со мной и может блестяще защитить докторскую диссертацию.
- Сейчас вы уверенный в себе человек?
- Если бы этого не было, я бы остался под опекой своих родителей в Алматы и сидел бы дома. Еще когда учился на третьем курсе института, заранее знал, что буду заниматься преподавательской деятельностью. Ведь для этого после окончания школы я учился восемь лет. Все это время чутко наблюдал, как ведут себя преподаватели и студенты. Мне был интересен процесс их взаимоотношений и то, какая методика преподавания применяется на лекциях и семинарах. Постоянно анализируя различные ситуации и делая определенные выводы, выработал для себя концепцию собственного поведения.
- Может, поделитесь?
- Чем строже ты себя поставишь изначально, тем сильнее тебя будут уважать. Однако нельзя перегибать палку. Если преподаватель слишком мягкий, студенты постепенно будут садиться на шею. В то же время безмерная строгость тоже отрицательно влияет на молодежь. Поэтому нужно стремиться к консервативности…
- Обычно, если человек лишен возможности видеть, у него открываются какие-то другие способности. К примеру, феноменальная память, большая тяга к наукам, дар пророчества или что-то другое. Вы наблюдали в себе нечто подобное?
- После того, как окончил школу, у меня был выбор. Стать музыкантом, так как большинство незрячих людей имеют хороший слух, или пойти на юридический факультет, чтобы изучить законодательство и при необходимости уметь себя грамотно защитить. Я выбрал второе и ни о чем сейчас не жалею.
- Какие у вас жизненные планы?
- Моя основная цель – это защита докторской диссертации. Я много работаю над этим, наблюдаю за прессой, слежу за всеми изменениями в законодательстве. Затем, наверное, устройство личной жизни. Хотелось бы найти девушку, которая сможет понять меня. Конечно, она должна быть честной, трудолюбивой и порядочной, а остальное, думаю, приложится. До этого я не был заинтересован в этом вопросе, так как занимался вопросами трудоустройства. Но сейчас считаю себя уже реализованным человеком. Есть работа, могу жить без посторонней помощи, так что пришло время заняться личной жизнью.
- А какие ситуации всплывают в памяти, когда вы испытывали гордость за свои поступки?
- Когда я учился в магистратуре, проходил республиканский конкурс на лучшую статью. Я решил поучаствовать и написал материал об оралманах, так как специализировался по этой тематике. Отнес статью и забыл. Каково же было мое удивление, когда мне позвонили из министерства образования и науки сообщили, что я занял третье место. Так совершенно неожиданно получил премию в размере 15000 тенге. Вообще мне как-то везло по жизни. Плохих ситуаций даже не припомню. Бывают, конечно, моменты, когда идешь по улице и слышишь вслед насмешки, или тебя кто-то специально толкает.
- Вы говорите об уровне культуры и воспитанности нашего общества?
- Да, и в этом мы, конечно, весьма отстаем от европейских стран. Я хотел бы поработать за границей, ведь инвалидам там живется намного легче. Поэтому есть желание побыть в той среде обитания, где инвалиды чувствуют себя равными со всеми. Думаю, что об этом мечтает каждый, кто лишен возможности видеть, слышать, говорить или ходить.
- В университете поговаривают, что вы знаете несколько языков?
- Помимо основного образования, я еще закончил первый курс факультета иностранных языков в Алматы, а на втором курсе в связи с переездом на работу в Уральск, чтобы не бросать обучение, перевелся в Уральскую инженерно-гуманитарную академию. Так закончил еще и переводческое дело на факультете английского и немецкого языка. Хотелось бы поступить в магистратуру, чтобы потом преподавать юриспруденцию на английском или немецком языках. Кстати, в алматинских вузах уже есть такие отделения. Возможно, в будущем они откроются и в Уральске.
- Что вы можете сказать об уральских студентах?
- На мой взгляд, местные студенты гораздо проще, нежели в Алматы. Здесь нет такой крутизны, или, как любят говорить студенты, выпендрежа. Студенты ездят на скромных машинах, носят скромные ноутбуки. Да и в отношении знаний они очень сильные. Многим интересуются и много читают. И вообще население Уральска по своему менталитету ближе к советскому периоду. Едешь в автобусе и, когда люди замечают, что ты незрячий, уступают тебе место. Иногда мне, конечно, бывает неудобно в такие минуты…
- Если предложат написать трилогию «Детство, отрочество, зрелость», как бы коротко вы охарактеризовали каждый период своей жизни?
- Детство прошло беззаботно. Это золотой период моей жизни. Родители в меня вложили столько, чтобы я не был отделен от внешнего мира. Юность – это осознание того, что ты ограничен в своей дееспособности. Идет привыкание к жизни. Тяжеловато, конечно, но уж раз так было суждено свыше, значит, надо жить и работать. От судьбы не уйти, поэтому лучше ее изменить в лучшую сторону. Раскиснуть и сложить руки можно всегда. Я знаю своих одноклассников, потерявших веру в себя. Сейчас они сидят дома, получают пенсию и тратят ее на спиртное. Но есть и те, кто стремится получить знания и несмотря ни на что реализовать себя. А нынешний период своей жизни я бы назвал самоутверждением.

Подготовила Галина КАРЕНСКИХ

“Нужно несмотря ни на что реализовать себя”, считает Булат Досжанов // фото Георгия Семенова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat