Nomer 23 (373) 10 июня 2010 года

  ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ

ОТДАЙ ЧАСТИЧКУ СЕБЯ

Переливание крови спасает жизни миллионов людей, но у некоторых по-прежнему вызывает страх. Жива в памяти трагедия в ЮКО, когда в результате безответственности сотрудников Центра переливании крови СПИДом заразились дети. Много шума наделало и заражение гепатитом алматинских детей, больных гемофилией (с низкой свертываемостью крови).
Опасно ли сдавать и переливать кровь в Приуралье? Об этом наш разговор с директором Западно-Казахстанского областного Центра крови Сериком Джалмухановым.


- Никакой опасности при заготовке крови нет. Невозможно заразить донора при заборе крови, так как вся система полностью закрыта, а весь инструмент, используемый для забора крови, одноразовый, герметично запакован. Более того, медицина уже достигла того уровня, когда при сдаче крови первая ее порция, контактировавшая с кожей донора, а потому, возможно, бактерицированная, идет в отдельный контейнер, на анализ, и только потом кровь набирается в качестве донорской. Кстати, в ЮКО, где дети несколько лет назад были заражены СПИДом, так и не доказали, что заражение произошло именно в Центре крови. Как утверждают, следствие не нашло там ни одного донора с ВИЧ-инфекцией. Возможно, заражение произошло вследствие несоблюдения санитарно-эпидемиологического режима в больнице, тогда как в СМИ прошла информация, что виноват Центр крови. А вот заражение при прямом переливании необследованной донорской крови возможно. Поэтому на сегодняшний день по области закрыты все отделения переливания крови. Вместо них во всех районных и городских больницах, занимающихся переливанием компонентов крови с лечебной целью, открыты кабинеты трансфузиологии, которые имеют оборудования для хранения компонентов крови, заготовленные и прошедшие исследования в Центре крови. По ЗКО насчитывается 25 кабинетов трансфузиологии, из них 16 – в районах и 9 – в городе. Помимо этого существуют выездные бригады по заготовке крови, после чего она поступает непосредственно в Центр крови, где и проводятся исследования на инфекции (ВИЧ-инфекцию, гепатиты «В» и «С», сифилис).
- И все же, в вашей практике были случаи заражения через донорскую кровь?
- За время существования Западно-Казахстанского Центра крови не зафиксировано ни одного случая заражения. Теоретически, конечно, донор может кого-то заразить своей кровью, но, повторюсь, прямые переливания уже давно не практикуются, а современное оборудование позволяет проводить диагностику донорской крови достаточно досконально.
- На какие заболевания обследуется донорская кровь?
- Донорская кровь обследуется на ВИЧ-инфекцию, гепатиты «В» и «С», сифилис, что является обязательным при каждой кроводаче. На сегодняшний день исследования проводятся на экспертных тест-системах на автоматизированном иммуноферментном анализаторе, что позволяет исключить человеческий фактор. Также использование экспертных тест-систем позволяет повысить инфекционную безопасность донорской крови и ее компонентов.
- При каких заболеваниях нельзя сдавать кровь?
- Существует целый список таких болезней – гепатит, бруцеллез, туберкулез, СПИД, сифилис и, конечно, алкоголизм, наркомания, а также другие венерические заболевания. Есть у Центра крови возможность узнать по электронной базе данных доноров, болел ли ранее он этими заболеваниями и не стоит ли на учете. Если подобного рода данные будут выявлены, то донора не допустят к кроводаче.
- С каждым годом медицина выявляет новые вирусы, содержащиеся в крови, которые при переливании могут подорвать здоровье и без того больного человека. К примеру, цитомегаловирусная инфекция, вирус герпеса. Как быть с этим?
- Цитомегаловирусная инфекция может передаваться не только через кровь. Такие причины, как трансплантация органов от ЦМВ-положительных доноров, иногда представляют значительно большую опасность передачи инфекций, чем переливание крови. Вирус герпеса встречается у пяти процентов доноров. Большинство исследователей считают, что инфицирование этими вирусами при переливании крови связано с лейкоцитами. Поэтому удаление лейкоцитов из трансфузионных сред путем отмывания, фильтрации или посредством их замораживания с последующим отмыванием значительно снижает риск инфицирования. Все эти методы применяются в нашем Центре крови. Перечень исследуемых инфекций в Службе крови регламентируется Приказами и Инструкциями министерства здравоохранения РК и может быть расширен по эпидемиологическим показаниям решением уполномоченного органа в области здравоохранения.
- Много ли нынче желающих сдать кровь?
- Достаточное количество. За все время существования нашего Центра крови, учитывая и времена Советского Союза, именно в 2009 году мы достигли пика кроводачи в ЗКО - 20000 доноров, 35 процентов из которых пришли к нам в первый раз. Впервые количество доноров на 1000 населения по ЗКО составило 32,1 при среднереспубликанском показателе – 18,0.
- Почему же, когда человеку требуется кровь для переливания, в больницах области его обязывают привести до десятка доноров?
- В Центре крови всегда хранятся запасы крови, и когда она требуется для переливания, больной получает ее в любое время суток. Есть запасы крови и в больницах района, и областного центра, хранящиеся в специальных современных морозильниках. Но мы обязаны заботиться о постоянном восполнении этих запасов. Если человек все же не приведет своих доноров, ему претензий не выскажут, мы же просим, а не требуем. Иногда ведь бывают и редкие группы крови с отрицательным резусом, запасы которых тоже необходимо восполнять. Таким образом, мы привлекаем новых, так называемых первичных доноров и доноров-родственников, которые сдают свою кровь безвозмездно. Кстати, в ЗКО 99,7 процента донорской крови заготовливается безвозмездно, в том числе 66 % – в выездных условиях.
- Говорят, цельную кровь переливать вредно и даже опасно, поскольку чужеродный белок приводит к проблеме иммунонесовместимости. Как в Уральске решается эта проблема? Кровь делится на компоненты в областном Центре крови, или эти технологии возможны лишь в крупных городах?
- Цельная кровь как таковая человеку не переливается. Дело в том, что в цельной крови через определенное время образуются продукты распада, которые при переливании могут нанести вред организму, а потому вся донорская кровь стопроцентно перерабатывается, причем сразу же после забора крови. С помощью медицинского аппарата – плазмофереза - в нашем Центре осуществляется выделение из крови плазмы. Благодаря современным технологиям, если необходимо заготовить, скажем, плазму, все остальные неиспользованные составляющие крови тут же, через это же оборудование возвращаются обратно в организм донора. Благодаря применению современного контактного быстрозамораживателя замораживание плазмы происходит в течение 25-30 минут, вследствие чего в плазме сохраняются все компоненты – лейкоциты, тромбоциты, восьмой, девятый и другие факторы (кровь содержит 12 факторов, к примеру, восьмой отвечает за остановку кровотечения и так далее). За последние три года наш Центр крови был оснащен современным оборудованием, соответствующим мировым стандартам. Финансирование осуществляет как областной, так и республиканский бюджеты.
- Какой из компонентов крови наиболее востребован в ЗКО?
- Для лечебных целей востребованы как плазма, так и эритроцитная масса. Если в плазме сохранены все факторы, необходимые для лечения больного, в том числе и для остановки кровотечения, то эритроциты необходимы для переноса кислорода органам и тканям человеческого организма.
- На каком месте в республике по оснащенности оборудованием и запасам крови находится Западно-Казахстанский Центр крови?
- Входит в четверку лидеров. Помимо этого мы прошли стандартизацию ISO 9001, подтверждающую качество наших работ и подготовки наших специалистов, а потому сегодня в ЗКО сдавать кровь абсолютно безопасно. Тем более, что сдать кровь для больного, то есть дать в дар частицу самого себя – это всегда почетно для любого человека.

Лариса ФАРХУТДИНОВА: "ДЦП - НЕ ПРИГОВОР"

Реабилитация детей с диагнозом ДЦП возможна - благодаря новой методике массажа и многочасовым спортивным тренировкам (не удивляйтесь, именно тренировкам!), когда скованные болезнью ребята делают сначала первые несмелые, а потом и уверенные шаги в новой жизни – жизни в движении.

- Работа с детьми, пораженными церебральным параличом – не божий дар, а кропотливый труд, посвященный сыну Филиппу, который до восьми лет болел ДЦП. Я говорю «болел», потому что сейчас ему 26 лет, и он спортсмен международного класса, чемпион Азии по армреслингу.
Кто же она, эта удивительно добрая женщина, дарящая надежду потерявшим ее? Россиянка Лариса Фархутдинова - мастер спорта по легкой атлетике, эрготерапевт (она не любит, когда ее называют массажистом). В Уральск ее пригласили местные врачи, а также те люди, чьих детей она вылечила.
- Через несколько дней после рождения сына врачи поставили ему диагноз – ДЦП, - вспоминает Лариса Магзумовна. – Он прозвучал как приговор, боль и апатия накрыли меня с головой, но, глядя на страдания ребенка, пришла решимость победить болезнь, и я начала массировать своего почти обездвиженного малыша. Мы вместе учились двигать руками, ногами, вставать ходить, приседать, конечно, у нас на это уходило намного больше времени, чему у здоровых детей. Когда Филиппу исполнилось шесть лет, мы приехали на соревнования в Ташкент, где знакомые ребята-тяжелоатлеты спросили меня: «А ты не пробовала тренировать мальчика как спортсмена, глядишь, его мышцы запомнят движения и научатся двигаться?». Как же мне, спортсменке, самой не пришла эта мысль в голову?
Спустя полгода у Ларисы Фархутдиновой появилась своя система массажа и тренировок, благодаря которой Филипп стал передвигаться уже как полноценный, здоровый ребенок. Впоследствии она открыла центр реабилитации детей с ДЦП в Ташкенте, а потом и в России. Со временем методика совершенствовалась, сейчас накоплен богатый опыт, который позволяет поднять на ноги больного ребенка за относительно короткие сроки.
- Я несколько раз возила сына в Китай, - рассказывает Ольга Кармазанова, - последний раз мы с четырехлетним Женей прожили там полгода. Но только после нескольких сеансов массажа у Ларисы Фархутдиновой мой мальчик наконец сам может стоять на ножках, надеюсь, придет время, когда он пойдет.
- Здесь есть и свои хитрости - как ножку поставить, какую обувь надеть, в каком месте усилить давление при массаже. Всем этим я охотно делюсь с родителями больных детей, - отмечает Лариса Фархутдинова. – Есть, конечно, тяжелые формы ДЦП, а потому огульно, не видя ребенка, говорить нельзя. Перед тем, как браться за реабилитацию, я достаточно скрупулезно рассматриваю диагноз, физические возможности, а уже потом приступаю к работе.
Лариса Фархутдинова работает в Уральске с октября прошлого года, за это время на ее курсах побывало более 50 ребят, больных ДЦП, многие из них уже могут ходить без посторонней помощи. Прием она проводит ежедневно в спортзале, что находится на территории Никольской церкви. В августе этого года эрготерапевт совместно с общественным фондом «Выше радуги» планирует провести марафон детей, прошедших реабилитацию. По данным этого фонда, в Уральске свыше 2,5 тысячи детей имеют такой диагноз. Причем около полтутора тысяч маленьких уральцев живут в семьях с доходом ниже черты бедности. Поиском спонсоров для них занимается один из основателей фонда Сергей Ялфимов.
- У нас достаточно много предпринимателей с чутким сердцем, но многих отпугивают расчетные счета и неопределенность движения тех денег, которые они пожертвовали, - говорит Сергей Ялфимов. – Наша задача - свести нуждающегося ребенка напрямую со спонсором, чтобы он сам видел, какую помощь может оказать конкретному человеку.
Для каждого родителя важно, чтобы его ребенок был здоров и счастлив, а потому, когда в жизни появляется шанс на выздоровление, важно его не упустить.

Подготовила Ирина КРИУЛИНА

Серик Джалмуханов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat