Nomer 11 (361) 18 марта 2010 года

  ШКОЛЫ ЖДУТ УЧИТЕЛЕЙ

Вот уже несколько лет подряд за месяц до персонального распределения в ЗКГУ имени М. Утемисова проходит ярмарка педагогических специальностей. Нынче среди ее соискателей должно быть 504 выпускника. Разговор с «претендентами» показал, что далеко не все из них пылают желанием работать в сельских школах.

Взволнованные студенты, заполнив резюме, толпились возле столов работодателей и стендов со списками вакансий. Из динамиков неслось: «Перед выпускниками вузов открываются большие возможности!»
Проблема дефицита педагогических кадров уже многие годы преследует нашу область.
- Сейчас в Приуралье работают около 20 тысяч учителей, - отмечает заместитель начальника областного управления образования Нурлан Сабиров. - В прошлом году в сельские и городские школы был трудоустроен 371 выпускник. В этом году потребность в учителях, по данным районных и городского отделов образования, составляет 415. В основном это преподаватели математики, физики, химики, биологии и русского языка.
Как видим, цифра внушительная. А закрыть проблему может нынешний выпуск ЗКГУ. Получится ли? Скорее всего, нет. И тому немало причин. Например, по данным ЗКГУ, на начало марта поступило лишь 286 запросов на восполнение имеющихся вакансий.
По словам начальника Теректинского районного отдела образования Серика Нургалиева, в подведомственные ему школы требуется десять учителей математики, три - информатики, два - русского языка и литературы, четыре психолога, четыре химика и три историка:
- В среднем в Теректу за год приезжают 35-40 учителей. Но, несмотря на это, сейчас у нас имеется 42 вакансии. А с математиками в районе всегда была проблема. Поэтому с желанием приняли бы к себе молодые кадры и поддержали их на первых этапах работы.
Однако не все выпускники желают возвращаться в село в отдаленные районы области. Поэтому, покинув стены вуза, многие потенциальные педагоги стремятся пополнить ряды госслужащих или устроиться в какую-нибудь престижную компанию, где они согласны выполнять любую работу, только бы за это платили.
Кстати, для поддержки молодых специалистов, изъявивших желание трудиться в сельской местности, в рамках акции «С дипломом в аул» предусматривается выплата разовых подъемных в размере 90 тысяч тенге. Однако здесь есть одно «но». Подъемные выплачиваются прибывшему учителю при условии, что он проработает в сельской школе не менее пяти лет. Эти и другие условия оговариваются в договоре. Наряду с этим молодые педагоги, работающие на селе и получившие вышеназванное пособие, могут рассчитывать и на поддержку в получении жилья.
- В некоторых районах молодым учителям уже предоставили жилплощадь, - говорит Нурлан Сабиров. – К примеру, этот вопрос решается положительно в Жангалинском и Таскалинском районах. В Бурлинском районе молодым учителям решено выплачивать материальную помощь в виде оплаты за коммунальные услуги. В Урде в прошлом году за счет республиканского бюджета была построена не только новая школа на 600 мест, но и шесть газифицированных домов со всеми удобствами, ключи от которых получили учителя.
Одной из форм поддержки молодежи является также программа «Молодежная практика». По данным управления координации занятости и социальных программ, в 2009 году ее прошли 2471 студент. Правда, только 235 из них были трудоустроены. В 2010 году запланировано направить 904 человека.
Работники управления считают, что данная мера выгодна для всех участников проекта. Выпускники приобретают опыт, работодатель - возможность подобрать перспективные молодые кадры, а уполномоченные органы занятости налаживают партнерские отношения и повышают свой имидж среди безработной молодежи.
- Суть молодежной практики состоит в том, что выпускник, обратившийся в органы занятости, может быть направлен на временное рабочее место в организации и предприятия по имеющийся у них профессии, - говорит главный специалист отдела трудоустройства управления координации занятости и социальных программ Балжан Баяхотова. - Кстати, молодежная практика проводится в организациях и предприятиях независимо от форм собственности. При этом уполномоченные органы занятости взаимодействуют с работодателем на договорной основе. Срок прохождения молодежной практики составляет шесть месяцев с оплатой труда из средств, предусмотренных бюджетом на реализацию программы «Занятость населения». К примеру, по программе «Дорожная карта» заработная плата в рамках молодежной практики составляет 20 тысяч тенге.
Преимущество программы в том, что работодатель имеет право дополнительно начислять заработную плату ее участникам. Также по окончании срока практики по решению работодателя молодого специалиста могут принять на постоянную работу.
- Кроме того, за время практики молодежь может не только освоить практические навыки своей профессии, но и наработать недостающие знания и проявить себя с целью дальнейшего трудоустройства, - поясняет Балжан Баяхотова. - По окончании стажеру выдается рекомендательное письмо или характеристика с указанием тех навыков и опыта работы, которые он приобрел.
Так как большинство выпускников ЗКГУ, участвовавших в ярмарке профессий, представляли прекрасную половину человечества, можно сделать вывод, что еще одним проблемным моментом в подборе педагогических кадров является дефицит учителей-мужчин. И этому есть свое объяснение. Работа учителя не считается сегодня престижной, потому что заработная плата педагогов оставляет желать много лучшего. Начинающие учителя, без стажа и категории, при 18-часовой ставке получают сегодня не более 26000 тенге. И если верить официальным данным, озвученным акимом области на отчетной встрече, этот показатель сильно отстает от среднемесячной заработной платы по ЗКО, составлявшей в 2009 году 67808 тенге. При таком доходе большинство парней стремится реализовать себя на совершенно другом поприще, и, получив диплом педагога, ребята ищут работу с хорошим заработком. Кому повезет, устраиваются в различные организации, а потом переучиваются буквально на ходу и становятся специалистами, как говорится, широкого профиля. В результате учительские коллективы остаются без представителей сильного пола, что, конечно, отражается на школьном образовании и воспитательном процессе. В худшем случае выпускники вузов и ссузов множат ряды безработных, численность которых, по официальным данным, на начало этого года составила 2043 человека, что на 32,2% меньше по сравнению с предыдущим годом. Уровень официально зарегистрированной безработицы составил 0,6%. А это на 0,3% ниже, чем год назад. Весьма позитивные цифры, не правда ли?

Галина КАРЕНСКИХ

РАЗГОВОР В ТЕМУ

Георгий:
- Я заканчиваю четвертый курс ЗКГУ по специальности «Переводческое дело». Пришел на ярмарку в поисках достойной работы. Хотелось бы устроиться в какую-нибудь иностранную фирму. Хотя здесь вряд ли мне смогут предложить что-то с хорошим заработком, как, к примеру, в КПО, где я проходил практику и получил хорошие отзывы.

Рысты:
- Пришла на ярмарку и расстроилась. Среди предлагаемых вакансий отсутствуют учителя географии. А я уже имею опыт работы в школе. Что ж, ничего не поделаешь, после окончания естественно-географического факультета придется искать себе место под солнцем в других организациях. Даже не знаю, куда пойду…

Марина:
- А я с удовольствием вернусь в родное Переметное и пойду работать в школу, которую сама закончила несколько лет назад. Считаю, что молодые кадры должны возвращаться в село, ведь там они выросли, там живут их родители и родственники. А это большая поддержка в работе. Ведь не случайно говорят: «Где родился, там и сгодился».

Уман:
- Я - будущий историк, и учительская деятельность меня нисколько не смущает. Как закончу вуз, поеду домой в Казталовский район. Готов начинать с небольшой заработной платы. Почему бы нет? Думаю, что парням не стоит бояться школы. Наоборот, нужно смело идти в учителя и работать с детьми.

Римма:
- Я заканчиваю факультет математики и информатики. Конечно, хотелось бы найти хорошо оплачиваемую работу. Но если ничего не найду, то не откажусь и от работы в школе. Хотя считаю, что для профессионального роста в школе у меня не будет больших возможностей…

Георгий

Рысты

Марина

Уман

Римма

 

 

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat