8
Nomer 29 (483) 19 июля 2012 года
9
 

КАК НЕ УГОДИТЬ ПОД КОЛЕСА

Редкий день обходится без сообщений об очередном дорожно-транспортном происшествии. И, к сожалению, все чаще в числе жертв или пострадавших – дети. Статистика неумолима: среди причин общей смертности травмы занимают третье место, уступая лишь болезням сердечно-сосудистой системы и онкологическим заболеваниям.

Тринадцатилетняя девочка перебегала дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу. Водитель «фольксвагена» тоже торопился на важную встречу и, не заметив за припаркованными машинами подростка, затормозил слишком поздно. В результате наезда ребенок получил несколько травм средней степени тяжести и сильнейший стресс. Водитель приговорен к 20 суткам административного ареста и лишению водительских прав на полтора года. Суд учел его искреннее раскаяние и тот факт, что он сразу же доставил потерпевшую в травмпункт ОКБ.
Этот случай из числа тех, что закончились довольно благополучно. Понятно, что в итоге пострадали обе стороны: девочка до сих пор боится переходить дорогу, ведь ее сбили на «зебре», а водитель мучается чувством вины, хотя превышение скорости было небольшое, но для торможения времени не оказалось. Можно ли было избежать столь драматического развития событий? Можно, убеждены психологи и инспектора дорожного движения. При условии соблюдения некоторых жизненно важных правил, которым необходимо учить и детей, и родителей.
Как привить практические навыки безопасного поведения на дороге, сформировать у пешеходов сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения, показать, насколько серьезны последствия детского дорожно-транспортного травматизма и о многом другом говорилось на семинаре-тренинге, организованном ОО «Союз женщин Приуралья-Умит» по заказу областного центра по проблемам формирования здорового образа жизни. В семинаре приняло участие более пятидесяти человек – организаторы детского досуга из Акжаикского, Зеленовского районов и г. Уральска, а также представители областного управления дорожной полиции, ГУВД, психологи центра психологической помощи и социальной адаптации подростков «Жас Урпак».
Кому-то может показаться странным, что за профилактику транспортного травматизма детей школьного и дошкольного возраста взялась общественная организация. Что могут сделать эти, пусть даже очень неравнодушные, женщины, когда малоэффективными оказываются усилия дорожных полицейских, медиков и педагогов? Тем не менее, пытаться как-то изменить ситуацию нужно.
Как пояснила заместитель директора ОЦПФ ЗОЖ Зияда МУЛДАГАЛИЕВА, решить проблему ДТП усилиями медиков и полицейских невозможно, необходимо участие всего общества. В первую очередь, заниматься формированием практических пешеходных навыков у детей должны семьи. Это значит, что служить примером правильного поведения на дорогах должны все взрослые, наибольшая ответственность лежит на родителях. Ведь главным авторитетом для ребенка, как ни крути, являются мама и папа, а не учительница или инспектор дорожной полиции.
Одним из путей повышения выживаемости детей на дорогах видится воспитание культуры участника дорожного движения и отрицательного отношения к нарушителям правил и норм поведения, развитие самостоятельности и умения рационально организовывать свою деятельность в процессе дорожного движения.
– В среднем ежедневно на дорогах области происходит до 15 ДТП, причем с каждым годом они страшнее. С начала года при проверках на дорогах выявлено более 5500 нарушений правил дорожного движения пешеходами. Примерно 90% нарушителей признались, что правила знают, но нарушили, поскольку очень торопятся, – поделился старший инспектор УДП ДВД ЗКО подполковник Нуртай ЛЕЗОВ. Он подчеркнул, что Уральск – единственный город в Казахстане, где автомобилисты пропускают пешеходов на нерегулируемых переходах, как того требуют правила. При этом дорожные полицейские признают и факты низкой водительской культуры. Однако пешеходам тоже надо знать и применять на практике некоторые правила. Например:
Прежде, чем перейти дорогу, оцени, насколько близко находится движущийся автомобиль. Если не успеваешь пересечь проезжую часть, подожди, когда он проедет.
При переходе через дорогу на светофоре оцени, успеешь ли завершить движение до того, как загорится красный сигнал.
Никогда не выскакивай на дорогу внезапно. Помни: поспешай, не торопясь.
Переходить следует только под углом в 90 градусов, не отвлекаясь на сотовый телефон.
По словам подполковника полиции Лезова, управлением дорожной полиции делается много в плане профилактики дорожного травматизма, но у них даже финансирования многих мероприятий не предусмотрено: идей много, средств нет. «Мы всегда готовы к сотрудничеству, – говорит полицейский, – придумываем новые формы профилактической работы с населением, но порой не встречаем поддержки». Неплохая идея – провести велопробег, а именно на один день перекрыть проспект Достык-Дружбы и ездить по нему только на велосипедах, так и «зависла» без ответа. В то же время, проекты «Приемная на дороге», различные рейды и акции УДП дают положительные результаты.
Это подтвердила и директор центра «Жас Урпак» Светлана АДИЛОВА, рассказав о восемнадцатилетней воспитаннице центра, оштрафованной дорожной полицией на 7000 тенге за переход в неположенном месте. Она и сама запомнила надолго, что нельзя нарушать правила, и своим друзьям строго-настрого наказала переходить улицу только по переходам.
Между тем психологи отмечают, что у детей к несчастным случаям на дороге имеется предрасположенность в виду особенностей их психофизиологического развития: неустойчивость и быстрое истощение нервной системы; неспособность адекватно оценить обстановку; преобладание процессов возбуждения над процессами торможения (заигрался, побежал за мячиком на дорогу, попал под машину); преобладание потребности движения над осторожностью; недостаток знаний об источниках опасности; переоценка своих возможностей в реальной ситуации; стремление подражать взрослым. С учетом этих моментов и была построена работа семинара-тренинга.
Для начала всем участникам было предложено предельно честно ответить на вопросы анкеты для родителей «Я и мой ребенок на улицах города». Это была самостоятельная работа над ошибками, которые могут когда-нибудь стать роковыми. Затем участники семинара прошли ряд тренингов с психологами, получив ценные навыки работы с группой, разработали сценарии игр и занятий с детьми и взрослыми по правилам дорожного движения, придумывали слоганы и так далее. Таким образом, за один семинар было подготовлено более 50 волонтеров, готовых бороться за жизни детей всеми доступными способами. Правда, пока каждый из нас не поймет меру собственной ответственности за жизнь и здоровье детей, они будут гибнуть на дорогах.

Алия РАИМКУЛОВА, председатель ОО «Союз женщин Приуралья-Умит»:

– Проблема дорожного травматизма актуальна для многих стран мира, и Казахстан не исключение. Мы решили начать с подготовки волонтеров, готовых бесплатно учить детей правильно вести себя на дороге, включая психологические аспекты. В отношении же взрослых пешеходов-нарушителей ПДД я бы применила самые жесткие меры. Пока солидный штраф не ударит по карману, так и будут переходить улицу, где попало.

Нуртен САГЫНБАЕВ, инженер организации дорожного движения ОДП УВД Уральска:

– Дорожные полицейские – не педагоги. Мы можем сколько угодно устанавливать светофоров, лежачих полицейских, гонять видеоролики с фотографиями с места аварий, но воспитать культуру поведения на дороге можно только личным примером. Если отец или мать, взяв за руку ребенка, перебегают в неустановленном месте дорогу, другого поведения от малыша ждать не приходится. Очень полезный семинар, таких побольше проводить надо.

Оксана ШОХИНА, заместитель директора по учебной работе Дарьинской СОШ:

– Безумно жалко потерянные под колесами жизни. В школьной программе есть предмет ОБЖ, но время требует от нас более современного подхода. Мы учим одному, в семье – другому.
Естественно, дети следуют примеру родителей. Будем работать и с детьми и со взрослыми, взяв на вооружение тот опыт, что получили сегодня на семинаре.

ТОЛЬКО ФАКТЫ:

По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно в мире погибают из-за травм 3,5 миллиона человек, в результате ДТП – 1,3 миллиона.
В Казахстане ежегодно от травм погибает более 22 тысяч человек, особенно подвержены риску травм дети и молодежь. На каждые 100 тысяч детского населения приходится около 3,5 тысяч травм. В городах дети получают травмы в три раза чаще.
За последние 10 лет в стране произошло более 127 тысяч ДТП, в которых погибло более 25 тысяч и получили ранения более 151 тысячи человек. При этом суммарные экономические потери превысили 960 миллиардов тенге.
С начала года в Уральске произошло 167 ДТП, погибло 35 человек, 196 травмировано. С участием детей – 30 ДТП, погиб 1 ребенок, 34 получили травмы различной степени тяжести.

Марьяна ПЕРВУШИНА

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat
7