Nomer 17 (367) 29 апреля 2010 года

  ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ТЕМ ГОДАМ

Сотрудники ГК «Конденсат» продолжают рассказывать о боевом пути подшефных ветеранов Великой Отечественной войны

"МЫ ВЕРИЛИ И ПОБЕДИЛИ"

- Трудное было время, - вспоминает Вера Яковлевна. - В 16 лет мне пришлось оставить учебу в школе и устроиться на работу в колхоз «Революционер». Это было в 1940 году…

А через год фашистская Германия напала на СССР. Мужчин забрали на фронт, в колхозе остались только женщины, которые стали работать за двоих. В апреле 1943 года пришел черед служить и Вере Яковлевне. В соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны от 7 сентября 1942 года № 2268/сс она оказалась на первом Украинском фронте в составе подвижного военно-эксплуатационного отделения железной дороги № 12.
Первое боевое крещение юная стрелочница Ныркова получила на станции Елец Липецкой области. Под массированным обстрелом врага военным железнодорожникам пришлось восстанавливать пути сообщения. Вместе с другими солдатами Вера Яковлевна поднимала развороченные снарядами насыпи, для чего нужно было вручную перекидать тонны земли.
- Нас непрерывно бомбили с воздуха, - продолжает Вера Яковлевна.- Конечно, было страшно, но нам помогала молодость…
Железные дороги, как кровеносные сосуды, позволяют и сейчас обеспечивать бесперебойную экономическую жизнь любой страны. А в годы войны их значение было вообще огромным. Вместе с воинами-железнодорожниками Вера Яковлевна обеспечивала бесперебойную доставку эшелонов с подкреплением, военной техникой, боеприпасами, горючим, продовольствием. Особо она не может забыть о вывозке тысяч раненых бойцов.
Военные дороги Веры Яковлевны пролегли также по Польше, Венгрии и Чехословакии. А День Победы застал ее в польском городе Бельске.
Из благодарственного письма :
«Дорогой товарищ Ныркова В. Я.!
От имени всего коллектива Военно-Экслуатационного отдела № 12 спасибо Вам за верную службу Родине!
Надеемся, что и в условиях мирного социалистического строительства и восстановления разрушенного немецко-фашистскими захватчиками хозяйства страны Вы будете честно трудиться на благо нашего Советского Союза».
Этот наказ командования боец Ныркова выполнила сполна.
Военная профессия пригодилась и в мирной жизни. После демобилизации Вера Яковлевна работала оператором на станции Соль-Илецк. К тому времени демобилизовалась и ее старшая сестра, которая ушла на фронт добровольцем вместе с другими одноклассниками и служила разведчицей.
Интересна судьба мужа Веры Яковлевны. Михаил Куликов оказался на фронте в 17 лет. Воевал в составе десантных войск, десятки раз был на волосок от смерти. Они познакомились после войны. Муж умер рано, в 48 лет, – не выдержало сердце, сказались ранения и другие тяготы фронтовой жизни.
- Как прошла молодость, мы вообще-то и не заметили, - говорит Вера Яковлевна.- Спали одетые. Среди ночи объявляли тревогу, и приходилось прятаться в окопы, несмотря на холод и сырость. Но мы верили и знали, что победим. Каждый, кто шел в бой, кричал – «За Родину!». Когда объявили победу, радости не было предела. А жизнь шла своим чередом, мы продолжали работать, сопровождали эшелоны с ранеными, военнопленными.
Сейчас Вера Яковлевна проживает в г. Аксае. Она воспитала двоих сыновей и дочь. Внуки часто расспрашивают о войне. Воспоминания бабушки и легли в основу этой публикации.

Татьяна РОМАШКОВА,
лаборант АО «Конденсат»

НАВОДЧИК - ПЕРСОНА ВАЖНАЯ!

Так говорит о себе наш гость, неугомонный в свои без малого 96 лет Иван Ювинайлович Чумаков. В эти предпраздничные дни его частенько можно увидеть не только в редакциях местных СМИ, но и просто на улице, где ветеран, опираясь на свою тросточку, обязательно беседует с кем-нибудь, при этом бодро подшучивая сам над собой.

Вспоминая, как в 1944 году в бухте польского города Сопота он, наводчик самоходной артиллерийской установки, совершил невероятное, подбив с берега немецкую подводную лодку, Иван Чумаков всегда добавляет фразу, вынесенную в заголовок этой заметки. Так оно и есть, ибо об этом единственном за историю всех войн случае до сих пор свидетельствует мемориальная доска, установленная на скале в упомянутой бухте. Именно благодаря его острому зрению и выдержке второй снаряд и потопил фашистскую субмарину.
Экипаж его САУ состоял из четырех бойцов. После того памятного случая с уничтожением вражеской подводной лодки командир самоходки, младший лейтенант Владимир Иванович Левых, получил звание лейтенанта. Наводчик Иван Чумаков и механик-водитель Алексей Адарацких были произведены из сержантов в старшины, а заряжающий Павел Дмитриев – из рядового в сержанты. Кроме того, все четверо получили ордена, трое - Боевого Красного Знамени, а Павел Дмитриев – Красной Звезды. А к концу войны Иван Чумаков успел стать кавалером еще трех боевых орденов – Отечественной войны первой степени и двух орденов Красной Звезды, один – при освобождении Минска, другой – Гданьска. Кроме того, грудь фронтовика украшают многочисленные боевые медали, в том числе «За отвагу», которую так уважают старые солдаты.
Да и в мирное время пришлось немало пережить Ивану Ювинайловичу. Много лет он добивался жилья, но крепости духа не потерял. Последние несколько лет находился в доме инвалидов и, по его словам, жил там, как у Христа за пазухой. А в конце прошлого года, к своему 95-летию, бравый наводчик получил наконец долгожданный подарок - однокомнатную благоустроенную квартиру в микрорайоне Северо-Восток.
Если учесть, что пять лет назад ветеран с трудом передвигался на двух костылях, а сейчас пользуется лишь тростью, то становится понятным его твердый настрой на 100-летие. Он никогда не унывает, любит физзарядку и всегда старается поднять настроение окружающим своими шутками-прибауткамми, веселыми песенками, и даже может отбить чечетку. И это в 96 лет! Хотя иногда у Ивана Ювинайловича, как он признается, весьма прихватывает сердце, он не сдается. Все, говорит, потому, что по молодости был заводилой на всех концертах в родном селе. А еще он считает, что молодость души черпает от добрых людей, которые окружают его.
На прощанье Иван Чумаков настоятельно просил передать свои искренние поздравления с 65-летием Великой Победы Группе компаний «Конденсат», а также друзьям из Дома престарелых и ветеранов, в частности, Петру Николаевичу Толстову, о котором «Н» рассказывала в свое время.
Исполняем Вашу просьбу, Иван Ювинайлович!

Вера ПЛЕТНЕВА

МЕСТО В СПИСКЕ

После его гибели прошло 68 лет, но сын пулеметчика Шукурова по-прежнему ищет отца и надеется, что найдет его могилу.

Как только началась Великая Отечественная, Тимофея Ипполитовича Шукурова сразу призвали на фронт. Из родного МТС «Чувашинская» Приурального района его провожала жена, Наталья Андреевна. Кузнецу Шукурову тогда было 36 лет.
- Как вспоминает мать, отец воевал пулеметчиком, говорит Анатолий Тимофеевич Шукуров. – К сожалению, когда мы часто меняли жилье, все его письма, а также другие документы были утеряны. С начала 1942 года сообщения от отца перестали поступать. Вскоре пришла похоронка, в которой сообщалось, что Тимофей Ипполитович Шукуров пропал без вести.
Анатолий Тимофеевич все еще помнит, как в 1946 году к матери пришел молоденький солдат на костылях. Он рассказал, что служил вместе с пулеметчиком Шукуровым, и в одном из боев видел, как погиб Тимофей Ипполитович. В том же бою этому солдату от разрыва снаряда оторвало руку и ступню. В конце разговора пришедший предложил матери жить вместе с ним, однако Наталья Андреевна ответила отказом, отметив, что не верит в гибель мужа и что она непременно его дождется.
- Мать так и не вышла замуж, хотя от отца по-прежнему не было вестей. – Продолжил Анатолий Тимофеевич. – Один раз в месяц из Приурального военкомата нам выдавали 16 килограммов муки, немного риса и пшена… Уже в школьные годы Анатолий Тимофеевич вместе с матерью стал искать отца. Писали они и в Сталинград, Подольск. Отовсюду ответ был одинаковым: Шукуров в списке погибших не значится. К поиску подключился и Приуральный военкомат.
В 1947 году Наталье Андреевне из военкомата за подписью майора Савицкого поступил ответ: «Ваш муж, рядовой Шукуров Тимофей Ипполитович, 1905 года рождения, уроженец ЗКО, в бою за социалистическую Родину, находясь на фронте, пропал без вести в марте 1942 года. Настоящее извещение является документом для возбуждения ходатайства о пенсии».
Услышав в 1990 году, что будет выпускаться Книга Памяти, Анатолий Тимофеевич направился в военкомат. Там его огорошили, мол, солдат Тимофей Ипполитович Шукуров ни в списках воевавших, ни в списках погибших не числится. Пришлось показать ответ майора Савицкого. Так без вести пропавший боец Шукуров обрел свое место в списке, посвященном 45-летию Победы.
- Говорят, война не кончается, пока не похоронен последний солдат, - говорит Анатолий Тимофеевич. – К сожалению, будучи малолетним, я не запомнил отца, не сохранились его фотографии, а потому мне всегда хочется узнать, каким он был. Может, кто-нибудь из ветеранов, знавших моего отца, откликнется и расскажет о Тимофее Шукурове?

Анатолий ДОМАШЕНКО

ПОАРОК К ЮБИЛЕЮ

В свои 83 года Яков Сергеевич Северин держится, как подобает старому солдату, – бодро. Будучи председателем местного совета ветеранов войны и труда, он как может поддерживает и подбадривает других.

А попал он на фронт в 17-летнем возрасте в составе так называемого последнего военного призыва. О зверствах фашистов Яков знал не понаслышке, так как отроческие годы провел на оккупированной территории – в селе Зулька Пинского района Брестской области. О том времени ему до сих пор напоминает медаль «За освобождение Белоруссии».
На фронте Яков Северин оказался в марте 1945 года. Но долго воевать с фашистами не довелось. Как ни желал юный солдат поквитаться с гитлеровцами, его часть отправили на станцию Баянтобе, что затерялась в далекой Монголии.
Сначала служил стрелком в составе 1553 стрелкового полка, затем после обучения – минером 27 минного полка, в котором сражался против японцев. Вновь был пехотинцем-стрелком, а с апреля 1947 года в его солдатской книжке значится должность старшего телефониста в/ч № 33193.
Лишь весной 1951 года Яков Сергеевич вернулся в родные края. Вскоре судьба забросила его в Казахстан, где солдат женился и всю свою мирную жизнь проработал животноводом и строителем в ставшем родном Пугачево. Здесь у супругов родились трое детей.
Порой ветерана охватывают воспоминания. Особенно были ему близки два однополчанина Николая – Нечкин и Соцкин. В смертельных боях друзья прикрывали друг друга, их называли не разлей вода и в промежутках между сражениями.
- Мы были молодыми, а потому приключалось всякое, - отмечает Яков Сергеевич. – Где теперь вы, друзья-однополчане?
А недавно ветеран разыскал родную сестру – Екатерину Сергеевну, связь с которой была потеряна в лихую военную годину. Как оказалось, она живет в Бресте.
- Вот это подарок к 65-летию Победы! – радуется Яков Сергеевич.

Кумыс ШУКУРОВА,
менеджер по персоналу
АО «Конденсат»

МЕДАЛЬ ЗА ДИВЕРСАНТОВ

Сразу после 22 июня 1941 года, когда фашистская Германия напала на Советский Союз, со всех уголков страны на фронт потянулись эшелоны с солдатами. Из семьи Чаповых, живших в Уральске, один за другим на войну ушли четыре брата - Павел, Иван, Афанасий и Тимофей, самый младший в семье, где насчитывалось одиннадцать детей. Старшие погибли, а Тимофея Гавриловича судьба уберегла, хоть и со страшным ранением, но он вернулся из того пекла.

Я сижу в гостеприимном уютном доме Чаповых, и Тимофей Гаврилович снова вспоминает страшные годы. Как и все ветераны, он порой замолкает, уходя в себя, тяжело вздыхает, вспоминая боевых друзей, и машинально поглаживает так и не зажившую рану, которая не дает забыть о былом…
Боевой путь ветерана начался в 1942 году под Ржевом, где взвод новобранцев влился в состав 157-й Неманской стрелковой дивизии. Прежде, как и полагается, 19-летний Тимофей Чапов прошел школу молодого бойца в Тоцких военных лагерях, что под Оренбургом. «Затем была школа младших командиров в Уфе, – говорит Тимофей Гаврилович. - После шестимесячного обучения мне присвоили звание сержанта».
А потом закрутилось и завертелось, словно в калейдоскопе, но не призрачном, а реальном. Как только прибыли на передовую, сразу вступили в бой. Это было переломное танковое сражение под Ельней. Заместитель командира взвода Чапов с товарищами уничтожил четыре вражеских танка. Три из них были подбиты из противотанкового ружья, а один бойцы забросали бутылками с зажигательной смесью. За тот его первый же бой сержанта Чапова, как и остальных участников схватки, наградили орденом Красной Звезды. А уже на следующий день во время массированного налета Тимофея Гавриловича и командира взвода Пушкарева контузило, засыпав землей. Их откопали и отправили в медсанбат. А потом снова передовая - немецкие «Тигры» против наших «КВ», окопы, разрывы гранат, тяжелые ПТР…
- Как-то мы пошли в лес, хотели в минуты передышки собрать крапиву для борща, - вспоминает Тимофей Гаврилович. - Под Зубцовым это было, около Ржева, весной 1943-го. Глядим, а на дереве парашют висит.
Организовав поиск, они задержали двух немецких диверсантов, которые на допросе сообщили, что всего их четверо. Позже задержали остальных, которые выдавали себя за мужа и жену. Русские, между прочим. За ликвидацию разведывательно-диверсионной группы Тимофей Гаврилович был награжден медалью «За боевые заслуги», которой очень гордится.
Смерть кругом подстерегала воинов. Неоднократно ходил Тимофей Гаврилович в разведку, «за языком». Ветеран хорошо помнит это очередное задание. Глубокой ночью они разделились, и два бойца поползли вперед, оставляя за собой телефонный провод. Они должны были дернуть за провод, как только возьмут фашиста. Тимофей Чапов остался с другом, чтобы прикрыть отход. Тут началась стрельба. Не дождавшись условного знака, они поползли вперед, и нашли тела своих товарищей, погибших от автоматных очередей.
Хотя после окончания войны прошло 65 лет, не забыты верные фронтовые друзья. Ветеран без запинки называет фамилии ребят, с кем тогда он был на задании - Юговский, Лазаренко, Сергиенко…
Тимофей Гаврилович имеет немало боевых орденов и медалей. А эту награду ему вручили буквально на днях – юбилейную медаль «65-летие освобождения Белоруссии». Вручали ее на родном заводе, который прежде носил имя К. Ворошилова, где Тимофей Гаврилович проработал много лет и откуда ушел на заслуженный отдых. А еще солдат с гордостью рассказывает, как уже он вручал ключ от нашего города, сделанный на своем предприятии, коллективу музея 157-й Неманской дивизии, который находится в московской средней школе № 726.
С большим волнением ветеран вспоминает о послевоенных встречах с боевыми товарищами. Он показывает бережно сохраненные фотографии тех лет - вот ветераны дивизии под своим штандартом, а вот их взвод в Минске у памятника генералу Черняховскому, легендарному командиру дивизии: «Пока Советский Союз был единым, нас ежегодно приглашали на такие встречи в Москву, потом в Смоленск, Минск, Литву».
По этим названиям можно узнать о боевом пути старого солдата.
Тимофей Гаврилович был комиссован в сентябре 1944 года после тяжелого ранения в ногу, полученного при освобождении Минска.
С тех пор прошло более 65 лет, но сержант Чапов остался таким же жизнерадостным, открытым и улыбчивым, как в молодые годы, проведенные на фронте. Он с гордостью и любовью рассказывает о детях и внуках, шутит со своей гостеприимной супругой Лидией Федоровной, с которой прожил вместе более пятидесяти лет.
Долгой и спокойной жизни Вам, наши ветераны!

Любовь СУХОВА,
оператор по оргтехнике
АО «Конденсат»

ОСТАЕТСЯ ПРИМЕРОМ

Владимиру Чертилину было 19 лет, когда после окончания десятилетки он был призван в ряды Красной Армии. Служить тогда было делом престижным. Потому родители на проводах дали наказ старшему сыну: «Будь примером для младших!». А детей в семье Чертилиных было девять.

…Боевое крещение Владимир принял 22 июня 1941 года на границе, будучи курсантом школы младших авиационных специалистов (ШМАС). О первых днях войны ветеран отзывается коротко: «Было невероятно тяжело и больно».
В сентябре 1942 года после окончания ШМАС старший сержант Владимир Чертилин прибыл во вновь сформированный 900-й истребительный авиаполк. На вооружение полк получил самолеты «Як-1», но с июля 1943 года уже пересел на «Як-9». Каждый боевой самолет ремонтировался по 8-10 раз в неделю, так как техника постоянно участвовала в воздушных боях. Вся работа проводилась под открытым небом, ведь в полевых условиях не было никаких специальных сооружений. И днем и ночью, под снегом и дождем, под палящим солнцем и на морозе авиамеханики ежедневно готовили истребители к полету. Каждый понимал, что воздушный бой – это конечный результат большой подготовительной работы на земле.
Воевал Владимир Андриянович в составе этого полка на Брянском (1942-1944 гг.), Калининском (1943 г.), Прибалтийском (1943-1944 гг.), третьем и первом Белорусских фронтах (с 1944-го по 9 мая 1945 г.), дошел до Берлина.
Что интересно, во время войны наш ветеран редактировал стенгазету, благодаря которой солдаты узнавали последние новости и видели друг друга на фотографиях.
Война закончилась, а служба для старшего сержанта Владимира Чертилина продолжалась. Демобилизовался он в марте 1946 года, еще почти год служил в Группе советских войск за пределами СССР.
Ратный путь Владимира Андрияновича отмечен многочисленными боевыми наградами, среди которых он особо отмечает медаль «За боевые заслуги» (1944 г.) и орден Красной Звезды (1945 г.).
В 25 лет бойцу Чертилину, как говорится, с чистого листа пришлось начинать гражданскую жизнь. С 1946 года по май 1947 года Владимир Андриянович был бойцом, а затем командиром отделения ВОХР Уральского крупозавода. С 1949 года работал в УМГБ Западно-Казахстанской области, в 1977-1978 гг. - начальником спецкомендатуры при ОВД Приурального райисполкома Уральской области.
Имя Владимира Андрияновича Чертилина не раз упоминается в литературе, посвященной Великой Отечественной войне. Это и «Светлые личности» под редакцией М. Есбулатова, «Я прав» Г. Игнатьева, «Там за облаками» В. Черникова, «Истребители» маршала авиации Г. Зимина.
Владимир Андриянович часто рассказывает молодежи об интернационализме и патриотизме его поколения, которые помогли победить в той страшной войне, и призывает никогда не забывать о павших в боях солдатах, в числе которых и его младший брат Алексей Чертилин.

Елена ТРАИСОВА,
юрист
Наталья ЩИПАНОВА,
главный экономист
ТОО «Торговый Дом «Нафта»

Вера КУЛИКОВА

Иван ЧУМАКОВ

Яков СЕВЕРИН

Тимофей ЧАПОВ

Владимир ЧЕРТИЛИН, 1943 год

 

 

 

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat